День российской печати: журналисты сдержанно оценивают свою способность влиять на власть и бизнес

Сегодня, 13 января, в День российской печати, фонд «Медиастандарт» (создан по инициативе Комитета гражданских инициатив) и исследовательская группа ЦИРКОН опубликовали социологическое исследование о профессии журналиста в России. Оно основано на массовом опросе людей, занимающихся журналистикой: не только тех, кто работает в средствах массовой информации, но и фрилансеров, блогеров, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Опрос проведен ЦИРКОНом во второй половине 2016 года. В результате отобраны анкеты 492 респондентов, представляющих разные группы журналистов (от главных редакторов до внештатных сотрудников и студентов факультетов журналистики), все федеральные округа, а также различные типы медиа (печатные и Интернет-медиа, радио и телевидение, смешанные; четверть респондентов работают в федеральных СМИ, 67 % – в межрегиональных, региональных и местных). Вопросы в анкете позволяли выявить профессиональную идентичность, базовые ценности журналистов, их социальное, финансовое и профессиональное самочувствие, включая отношение к общественным и государственным институтам.

Из ответов респондентов следует, что главная характеристика человека, занимающегося журналистикой – это не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм, ценностей и правил поведения в сообществе (79 % респондентов уверены, что нельзя назвать журналистом человека, пренебрегающего профессиональной этикой). Знание этических норм – наиболее важная обязательная характеристика журналиста (так считает 7 1% респондентов), на втором месте – их соблюдение, наличие таланта и грамотное владение языком (66 %). Наименее важные характеристики для идентификации журналиста – профильное образование (5 %) и членство в профессиональных объединениях (3 %).

Задачей журналистики респонденты считают информирование и просвещение, а не пропаганду, замечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. В частности, наиболее важные роли журналиста – обобщение фактов и формирование картины дня (66 %), комментирование и анализ событий (65 %), а также содействие обмену мнениями в обществе (58 %). Формирование у людей определённых взглядов назвали ролью журналистики 9 % респондентов, побуждение к действиям для достижения общих (полезных для общества) целей – 23 %.

Несмотря на пиетет к профессиональной этике и беспристрастной журналистике, две трети респондентов считают допустимым совмещать профессиональную журналистику с работой в PR, рекламе или на госслужбе.

Один из ключевых вопросов исследования – насколько свободны респонденты в своей работе и что ограничивает работу журналистов. Оказалось, что ощущения от собственной работы и мнение о ситуации в сообществе у большинства респондентов расходится.

Так, 81 % респондентов считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна (противоположного мнения придерживается 15 %, затруднились ответить – 4 %). Кроме того, 77 % отмечают, что в современной России профессия журналиста дискредитирована и недооценена, а журналисты не пользуются доверием общества (противоположного мнения опять придерживаются 15 %).

При этом как только журналисты говорят именно о собственной работе (а не в целом о профессии), оценки меняются на противоположные. Что в их работе много самостоятельности и свободы, уверенно отмечает 60 % респондентов (противоположное мнение – у 10 %, остальные поставили средние оценки). Престижной (могут гордиться) свою работу уверенно называет 64 % журналистов, тогда как стыдно говорить о своей работе лишь 5 %.

Главным «ограничителем свободы» журналистики респонденты называют «вышестоящую структуру, к которой принадлежит владелец СМИ»: 86 % считают, что она влияет или очень сильно влияет на самостоятельность журналистов. Речь может идти как о крупном бизнесе, включая госкомпании, у которого в группе есть непрофильные СМИ, так и, например, о де-факто финансирующих работу медиа местных чиновниках, считает Казьмин. На втором месте – сам владелец (84 %), затем «этический внутренний редактор» (66 %). Самоцензуру считают важным ограничителем 59 % респондентов, власти и регуляторов – 58 %. Наименее влиятельны – давление аудитории (17 %) и внутренние формальные и неформальные правила (47 %).

При этом более 70 % респондентов признают, что по-хорошему должны нести ответственность перед своей аудиторией, обществом и самим собой, на практике же ответственны перед владельцами СМИ (72 %), властью (67 %) и главным редактором (53 %), говорит руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин.

Журналисты сдержанно оценивают свою способность влиять на власть и бизнес. Значительное влияние, по мнению респондентов, журналисты могут оказывать лишь на группы граждан (54 %), некоммерческие организации (44 %), общественные движения и политические партии (41 %). На власть журналисты могут значительно влиять, только если это муниципальные чиновники (36 % согласны, 33 % – нет). Даже влияние на малый и средний бизнес ограничено (26 % считают его значительным, 40 % – нет). Наименее подвержены влиянию силовые структуры (68 % респондентов считают, что СМИ на них почти не влияют), федеральные власти (65 %) и крупный бизнес (56 %).

В ходе опроса респонденты сообщили о своем отношении к государственным и общественным институтам: негативные оценки явно преобладают над позитивными. Наиболее высокий уровень одобрения среди респондентов зафиксирован при оценке деятельности президента России (40 % против 46 %). Наиболее негативно (вариант «скорее не одобряю») оценивается работа политических партий (79 %), за которыми следуют судебная система (69 %), оппозиция и правительство России (66 %). Если сравнить полученные данные с результатами всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМ в августе 2016 года, можно заметить гораздо более высокий уровень критичности журналистов по сравнению с населением в целом. Практически везде уровень неодобрения среди журналистов почти в два раза выше.

С точки зрения материального положения самоощущение журналистов мало отличается от среднего россиянина (сравнение с данными массового опроса ЦИРКОН в октябре 2016). Хорошим и очень хорошим его считают 18 % журналистов (как и в целом россиян), средним – 54 % (59 %), плохим и очень плохим – 27 % (22 %). Также сообщество не верит, что развитие технологий, роботов, самостоятельно создающих контент, приведёт к тому, что их труд сегодняшних журналистов будет не нужен: таких 86 %. Тем не менее 11 % журналистов полагают, что в ближайшем будущем их профессия будет автоматизирована и труд «традиционных» журналистов станет не востребован.

Более подробные данные есть в презентации результатов исследования https://komitetgi.ru/analytics/3072/

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.