
Научный руководитель Института экономики Российской академии наук, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг на фестивале прессы «Вся Россия» в Дагомысе ответил на вопросы о состоянии российской экономики, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
- С чем связана политика по сокращению числа банков, то есть фактически по их удушению?
- Государство сильно сокращает количество банков, чтобы банковская система была более управляемой. Это, может, было бы и хорошо. С самого начала нельзя было допускать каждого, кто хотел, в банковскую сферу. Но и кризис играет свою роль. У банков растут объёмы просроченных кредитов. Ни люди, ни фирмы не могут платить. Есть и третий фактор: существуют фирмы, которые хотят завладеть банком. И в этом участвуют власти. Все банки, кроме, может, пяти или десяти первых, находятся под обстрелом.
— В банковской сфере, как и во многих других, создаётся монополия?..
- Это так, и удивляться тут нечему. Строго говоря, страна у нас монополизирована. Это всегда плохо. Когда есть монополия, достаточно сауны пять на пять метров, чтобы договориться. А в ФРГ надо будет иметь сауну километр на километр, чтобы собрать всех участников какого-либо сектора рынка. Договориться не получится. У нас везде картели и монополии. Но есть важная деталь. Мы живём в глобальном мире. Мир открыт, и в нём действует процесс централизации и концентрации капитала.
- Что вы можете сказать о странностях с пенсионными накоплениями?
- Глупостью было раздавать эти деньги частным страховым компаниям. Государство берёт на себя обязательство платить. А эти ребята… Они вкладывали туда, куда не надо. Думали, у нас «длинные» деньги, как в Америке. Но какие «длинные» деньги в России? Все живут сегодняшним днём. В России некуда вкладывать, и это тоже проблема. Это основная природа паралича инвестиционной активности…
- Какие экономические опасности характерны для нынешней ситуации в стране?
- На мой взгляд, самая большая экономическая опасность – это обнищание населения, что и для власти опасно, и для страны в целом. Инфляция, сокращение хозяйственной активности, недоверие во всем, кроме первого лица… Всё это может привести к тому, что придётся прибегнуть к рационированию. Могут ввести карточки для незащищённых слоёв населения. Если бедных очень много, то лучше поддерживать цены на низком уровне и субсидировать торговлю из бюджета. А если мало бедных, то лучше им доплачивать, поддерживать их покупательную способность. Очевидно, придётся субсидировать – выбрать около десяти продуктов и на них держать цены.
Вообще, признаюсь честно, несколько лет назад я был убеждён, что рано или поздно Россия пойдёт по западному пути, потому что действует система три «Д»: дети, деньги, дом. У тех, кто принимает решения в России, дети, деньги и недвижимость в тех странах, которые они ругают. Я считал, что это гарантия. Но нет, оказывается, можно кузькину мать показывать, ругать Америку, имея детей, деньги и дома в Америке. Это комплекс неполноценности в одном флаконе с манией величия. Таково наше восприятие мира сегодня. Поражение 90-х – большая травма. Крым и Донбасс имели значение – народ действительно был счастлив. Но как долго это продлится?
У России мощный иммунитет. По разным подсчетам, около 80 миллиардов долларов у россиян «в матрасах». Выживать можно. Даже в «тучные годы» 80 процентов не жило, а выживало. Средний класс сейчас сужается.
- Скажите, каков наиболее благоприятный прогноз для экономики?
- Если Китай восстановит свою экономику и спрос на ресурсы возобновится в прежних объёмах, то у нас всё снова будет хорошо. А вот на себя нам нечего надеяться. Нынешний тупик, он и экономический, и политический, и культурный, и мировоззренческий, какой хотите. Не очень понятно…
Андрей Князев
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=dea22b53-aa87-499d-ba09-d3c607a5deb2&print=1