
Исторические факты напомнил наш читатель, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
2 сентября 2014 года исполнилось 69 лет со дня завершения Второй мировой войны – самой кровопролитной и опустошительной из всех войн, которые когда-либо были на планете. Для России данное событие приобретает исключительную актуальность, так как ОНА и только ОНА является законным правопреемником Советского Союза, вооружённые силы которого совершили решающие победоносные наступательные операции на Тихом океане. Почётный статус страны-освободительницы позволяет России теперь строить свои отношения со странами Северо-Восточной Азии, прежде всего, с Китаем на особых условиях взаимного доверия и понимания, рождённых и получивших закалку в совместной борьбе с общим врагом – японской военщиной.
Вступление СССР в войну против милитаристской Японии 9 августа 1945 года повлекло за собой коренное изменение геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содействовало победам национально-освободительных движений в Китае и Корее. Разгром миллионной Квантунской армии создал благоприятные условия для формирования принципиально новых, прогрессивных государственных образований в Северо-Восточной Азии, прежде всего – Китайской Народной Республики. Это стало выдающимся событием эпохального масштаба, во многом определяющим практически весь спектр межгосударственных отношений в этом уголке планеты и в настоящее время.
К сожалению, война августа 1945 года на Дальнем Востоке до сих пор незаслуженно находится в тени Победы в Великой Отечественной войне, а дата её окончание в России так и не удостоена статуса особого праздника. Эту войну у нас ещё называют «забытой». Тогда как в 1945 году по личному распоряжению И.В. Сталина была отчеканена медаль «За Победу над Японией» с его профилем. Но у многих россиян сложилось ложное мнение, что победа над Японией являлась частью Великой Отечественной войны, завершившейся 9 мая 1945 года.
В настоящее время, в результате украинского кризиса вектор российской внешней политики уверенно развернулся на Восток! Теперь, как никогда прежде, очень важно восстановить здравый смысл в понимании собственной военной истории. Необходимо воздать, наконец, должное героям той короткой войны в августе 1945 года, ставшей первым в мировой истории образцом боевого братства российского и китайского народов.
Разгром Квантунской армии стал возможен благодаря не только решительным действиям советско-монгольских войск, но и тем, что немалые японские силы были задействованы в боях с Народно–Освободительной Армией Китая. Более полутора миллионов китайских солдат активно воевали с оккупантами в Пограничном (Особом) районе с центром в Яньани и шести освобожденных провинциях Северного Китая.
9 августа 1945 года, когда Советский Союз вступил в войну против Японии, её вооружённые силы в Маньчжурии и Корее оказались между двух огней: с одной стороны их громили силы Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, а с другой по ним наносили мощные удары закалённые в боях части 8-й армии Китая.
Вокруг августовской войны 1945 года до сих пор сохраняется немало мифов. В частности, некоторые историки считают, что «это был вероломный удар по заведомо слабому противнику, отличавшемуся редкостным миролюбием». Но факты говорят об обратном: японская армия в Маньчжурии и Корее являлась оккупационной! Она обладала огромным боевым опытом, накопленным в ходе широкомасштабных военных операций против армий Компартии Китая, Гоминьдана и корейских партизанских отрядов. Для Японии Квантунская армия была стратегическим резервом, который она планировала использовать против Советского Союза и Китая в операциях 1946-1947 годов.
Очень символично, что японская военщина не избегала войны с СССР но, напротив, провоцируя его вооружёнными конфликтами, – хотела её и многие годы тщательно готовилась к ней! Она превратила маньчжурскую приграничную территорию по всей линии границы с Советским Союзом в мощнейшую сеть укреплённых районов как исходные рубежи для детально разработанного наступления с предполагаемой оккупацией большей части Сибири и всего Дальнего Востока.
Но император Хирохито как верховный главнокомандующий, помня отрезвляющие кровавые «уроки» Халхин-Гола и Хасана, не рисковал и сдерживал Квантунскую армию от начала открытых боевых действий. На самом же деле, война Японии с СССР началась гораздо раньше. По утверждению отечественных историков, ещё в 1935 году, задолго до боев у озера Хасан, в приморской таёжной глубинке было применено разработанное японским центром «Отряд 731» биологическое оружие в виде инфицированных энцефалитом клещей. Первыми жертвами необъявленной биологической войны против СССР стали бойцы частей РККА, дислоцированных под городом Ворошиловым (нынешний Уссурийск).
Японским милитаристам удалось создать на советской территории широко разветвленную сеть подрывных организаций. В 1942 году совместно с германской разведкой они планировали организовать на территории Приморья восстание украинских националистов. Место для мятежа было выбрано японцами очень удобное – так называемый «Зелёный клин» на Дальнем Востоке, который ещё по столыпинским реформам плотно заселялся украинскими переселенцами, а с конца 1939 года НКВД туда же депортировало из Западной Украины прогермански ориентированных галицийских националистов. В случае успеха, националистический мятеж мог парализовать железнодорожное движение, что самым серьёзным образом отразилось бы на поставках боеприпасов, военной техники, снаряжения, продовольствия и медикаментов в действующие армии. Но уже к середине 1943 года подрывная деятельность была полностью пресечена органами «СМЕРШа» на всей территории «Зелёного клина».
Немалый урон нанесла Япония советскому морскому флоту, атакуя, уничтожая, или захватывая гражданские суда. Очень частыми были внезапные обстрелы советских территорий японцами с многочисленными жертвами среди наших военнослужащих и мирного населения. Так что у СССР не было причин отказывать своим союзникам, США и Великобритании в прозвучавшей на Тегеранской конференции просьбе о начале боевые действия против Японии через три месяца после окончания войны с Германией. Ещё более убедительными были неоднократные ходатайства о военной помощи Компартии Китая, противостоявшей японским оккупантам.
Когда советские части вошли на территорию Маньчжурии, они изначально были ориентированы на совместные действия с Народно-Освободительной Армией Китая и эти расчёты оказались полностью оправданными. Зажатая с двух сторон Квантунская армия была разгромлена всего за несколько дней. Уже 14 августа её командование получило из Токио приказ уничтожать боевые знамена, штабную документацию и боевые реликвии воинских частей, что понималось в качестве подготовки к капитуляции, начавшейся 17 августа 1945 года.
Японцы спешили сдаваться в плен советским войскам, страшась попасть в руки китайских патриотов, которые традиционно проявляли к врагам жестокую неприязнь. По свидетельству участников боёв с японцами, очень частыми были находки жен и детей японских военнослужащих, убитых ими с целью недопущения пленения китайцами. А офицеры Квантунской армии часто кончали жизнь самоубийством, делая себе харакири. Успехи китайской армии только подстегивали японцев к массовой сдаче в плен советским войскам. Известно немало случаев прямого взаимодействия советских воинов-освободителей с китайскими братьями по оружию, особенно в боях за Муданьцзян, Фанчжэн, Чжанцзякоу и Харбин.
Советский народ отнесся к разгрому милитаристской Японии как к акту неотвратимого возмездия за десятилетия враждебной политики в отношении нашей страны. Точно также воспринял эту победу и коммунистический Китай, имеющий полное право считать своей заслугой освобождение китайской земли от японских захватчиков с бескорыстной военной помощью Советского Союза.
Общность подходов к одному и тому же событию и обоюдная сопричастность к великой победе – всё это побуждает нас задуматься о необходимости учреждения памятного дня российско-китайского боевого братства, совпадающего с датой победоносного окончания Второй мировой войны. Это не просто предложение, а политическая инициатива, направленная на сближение народов России и Китая, имеющая светлую будущность. Причиной вечной памяти являются её величественные истоки общих побед над японской военщиной.
Владимир ПОТАПОВ
председатель региональной общественной организации «Ветераны и пенсионеры Приморья»
Справка ТоРосс: На следующий день после капитуляции Японии, 3 сентября 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 сентября учреждён как День победы над Японией. Но теперь это День воинской славы, в знак памяти о «соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами — членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года по Японии». Международно-правовым основанием для его установления считается Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств, в том числе СССР, находившихся в состоянии войны с Японией и участвовавших в военных действиях. Этот документ и ознаменовал окончание Второй мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу.
В ходе проведения Маньчжурской стратегической, Южно-сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, группировка Вооруженных сил СССР на Дальнем Востоке разгромила японскую Квантунскую армию и освободила северо-восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Военно-экономический потенциал Японии оказался серьезно подорванным, а разгром Квантунской армии вынудил страну капитулировать. 2 сентября — второй День победы — победы над Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война.