
Очередной жёсткий разговор между представителями рыбаков и судостроителей прошёл на площадке Совета Федерации. Президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов и заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук обменялись взаимными претензиями, которые, как сообщает «ПортНьюс», закончились предложением ОС и Минпромторгу представить конкретный план импортозамещения и выводом, что уже принятые меры обесцениваются девальвацией. Не забыли и про судоремонт, информирует «Тихоокеанская Россия«, ТоРосс.
В ходе виртуального совещания под председательством члена Совета Федерации Андрея Кутепова президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов указал, что с учётом гособоронзаказа, «все суда всем потребовались одновременно, и в будущем при размещении заказов нужно учитывать загруженность верфей», в связи с чем предложил «растянуть по времени» исполнение контрактов по строительству рыболовных судов.
«ОСК и любая судоверфь – это не супермаркет, куда можно просто прийти и купить товар», — заявил Алексей Рахманов (за границей всё же есть судостроительные корпорации, которые как раз работают по принципу такого «супермаркета», имея складские запасы заранее построенных судов, замечает «ПортНьюс»).
Пётр Савчук в свою очередь заметил, что в настоящее время имеется 35 контрактов на строительство краболовов, причём 15 из них построят на дальневосточных верфях: восемь – на Находкинском СРЗ, пять – на «Восточной верфи» во Владивостоке и два – на Хабаровском судостроительном заводе. Суда должны быть построены с 2021 по 2025 год.
Кроме того, помимо тех 43 рыболовных судов, которые уже строятся, планируется построить ещё восемь судов на Дальнем Востоке с 2023 по 2025 год, причём одно из них – из композитных материалов (длиной 35 метров).
Также на Дальнем Востоке намечено построить 10 малотоннажных судов.
«Верфи максимально загружены… теперь надо внимательно посмотреть, как графики их строительства будут исполняться. Сдвигать сроки – это не совсем правильно», — заметил Пётр Савчук.
По его словам, рыбаки уже «завалили» Росрыболовство жалобами, что судостроительные заводы в России срывают сроки строительства заказанных ими судов. Это, в свою очередь, рушит экономику рыбопромышленных предприятий, которым надо оплачивать кредиты и покрывать другие издержки.
«Выборгский судостроительный завод, «Северная верфь», «Пелла» (она, правда, не входит в состав ОСК) – задержки сроков строительства рыболовных судов составляют от шести до девяти месяцев», — посетовал Пётр Савчук. При этом необходимого судового комплектующего оборудования (СКО) в России для импортозамещения попросту нет, отметил он.
Алексей Рахманов, со своей стороны, заявил, что «задержки, как правило, связаны с необходимостью доработки проектной документации и это… является ответственностью заказчика». Он вновь повторил свою старую мысль о том, что выбор рыбаками норвежских проектов сыграл с ними же злую шутку: их переделка под российские требования занимает время.
Член Совета Федерации от Камчатского края Валерий Пономарёв на это возразил, что если директор того же Выборгского завода, подписывая контракт на строительство судов, знал обо всех этих проблемах, но тем не менее подписался под предложенными сроками, то завод должен понести ответственность за их срыв.
«Завод, конечно, понесёт ответственность, но и заказчики, предоставившие некачественную проектную документацию, должны её также понести», — парировал Алексей Рахманов.
Говоря о низком уровне локализации на строящихся судах, глава ОСК отметил, что корпорации типа MAN, Wartsila и другие, чьи двигатели сейчас используются, ежегодно производят их тысячами. В то же время в России отсутствуют крупные серийные заказы, а вместо этого заказывают головные суда по пресловутым норвежским проектам (в которых уже заложено иностранное оборудование – «ПортНьюс»).
«Больше половины судов у нас – серийные, — вновь не согласился Пётр Савчук. – Серии по десять судов – это что, не серия? По шестнадцать судов? Я считаю, что и четыре судна – это уже серия».
«Десять судов не спасут отца русской демократии», — возразил Алексей Рахманов. По его словам, если краболов окупается «в пессимистичном сценарии» пять лет, то тот же двигателестроительный завод – лет 15, и ему для этого нужно производить сотни, а лучше, тысячи единиц продукции ежегодно.
Заглядывание в карман рыбаков не понравилось Валерию Пономарёву, который отметил, что глава ОСК, подсчитывая окупаемость краболовного судна, не учитывает, что его строительство идёт с обременением к аукциону, который стоит ещё дороже, а также не принимает во внимание падение стоимости живого краба в Китае на 20 процентов. «На круг» получается, что окупаемость составляет те же пятнадцать лет, — уверил член Совета Федерации.
Со своей стороны, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков сообщил, что министерством и Центром импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования ЦНИИ «Курс» проведён аудит 500 предприятий России и на его основании выделено 6 тысяч наименований судового комплектующего оборудования, которое они могут производить.
Господин Кабаков также добавил, что принято решение, в соответствии с которым реализация постановления правительства №719 будет вестись на балльной основе: чем больше на судне российских материалов и судового комплектующего оборудования, тем больше баллов оно получит, а при достижении их определённого количества судно будет признано произведённым в России. Всё это, по замыслу министерства, должно содействовать успешному импортозамещению судового комплектующего оборудования.
Участвовавший в совещании первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Тырцев обратил внимание на проблему судоремонта. По его словам, судоремонт также нуждается в господдержке, по крайней мере в субсидиях на создание инфраструктуры и модернизацию технической базы.
«У нас на Дальнем Востоке эксплуатируется около шестисот судов, и они нуждаются в периодических ремонтах. Вот вам и база для локализации», — нашёл неожиданное решение проблемы серийности замминистра.
Его поддержал член Совета Федерации Константин Долгов, который заметил, что поддержка судоремонта никак не прописана в госпрограмме развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений, что является упущением. При этом он высказал мысль, что неплохо было бы подумать и о пересмотре нулевой таможенной пошлины на ввоз новых судов в Россию из-за границы. «Разумный протекционизм здесь бы не помешал», — предложил Константин Долгов.
Своеобразный итог бурному обсуждению подвёл Валерий Пономарев, который заявил, что те субсидии, которые сейчас предусмотрены на рыбопромысловый флот, уже не слишком-то и актуальны, поскольку едва покроют рост рублёвых цен на судовое комплектующее оборудование, вызванных снижением курса национальной валюты на фоне пандемии и нефтяного кризиса. В связи с этим он предложил вновь собраться осенью, когда ситуация в экономике хоть как-то прояснится.
Председатель совещания, член Совета Федерации Андрей Кутепов предложил ОСК и Минпромторгу пока подумать над конкретными предложениями о том, как же всё-таки добиться импортозамещения и локализации в сегменте строительства судов рыболовного флота.
Вопрос теперь в том, сумеет ли государство сбалансировать интересы судостроителей и их заказчиков и при этом добиться импортозамещения.
Виталий Чернов,
Информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс»