
Тема коронавирусной инфекции, её быстрого распространения по планете и различной реакции властей стран Старого и Нового света не сходит с первых полос печатных изданий и выпусков новостей. Регулярно сообщается количество заболевших, выздоровевших и погибших от новой заразы по всему свету. Рассказывается о принимаемых мерах, способных ограничить её дальнейшее продвижение, а также о том, откуда появилась эта неожиданная напасть. Так, публицист Андрей Калачинский считает, что о коронавирусе один из классиков отечественной литературы, поэт-мыслитель и, кстати, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук писал ещё в XIX веке, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Вот что пишет А.В. Калачинский на своей странице в социальной сети Facebook:
Тютчизмы. Дурной воздух коронавируса
Пока я сражался с выпускниками МГИМО, как правильно понимать строчки Пушкина, подоспела череда другого русского поэта – Фёдора Ивановича Т.
Мы его за что любим? За патриотическую пропаганду: «умом Россию не понять». За оправдание «седина в бороду — бес в ребро»: «О как на склоне наших лет»… За потакание нашей гордыне: «Блажен, кто посетил наш мир в его минуты роковые…» И за совершенно детские строки «Зима недаром злится, прошла её пора»…
Его эпоха – перелом России, пикировки славянофилов и западников. Освобождение народа.
…Над этой тёмною толпой
Непробуждённого народа
Взойдёшь ли ты когда, Свобода,
Блеснёт ли луч твой золотой?..
Всё, как сейчас! Но есть одно стихотворение, что от меня пряталось. Оно не зацепляло мой взгляд. Не казалось важным, актуальным или поэтически гениальным. А вот теперь Mala aria всем этим и оказалось. Слово ARIA вы угадать можете, в русской фонетике это «аэро», воздух. А вот MALA? Есть ли где в русском языке его отражение? Например, просится сразу словечко: малохольный. Увы, но малохольный — это мелонхолик, от совсем греческого слова «желчный». Короче, mala означает, плохой, дурной. Итак: «Плохой воздух». Посвящается эпидемии коронавируса!
Mala aria
Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримо
Во всем разлитое, таинственное Зло –
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима!
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Всё тот же теплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз… и это всё есть Смерть!..
Как ведать, может быть, и есть в природе звуки,
Благоухания, цветы и голоса –
Предвестники для нас последнего часа́
И усладители последней нашей муки, –
И ими-то Судеб посланник роковой,
Когда сынов Земли из жизни вызывает,
Как тканью легкою, свой образ прикрывает…
Да утаит от них приход ужасный свой!..
Правда ведь похоже? Смерть разлита в воздухе… Вдохнёшь ли вирус с поцелуем красавицы или, поднеся розу к лицу… Чума наших дней вернула нас в мир с границами, которые нельзя пересекать. Особо православные скажут: гнев Божий — нам напоминание, чтобы подумали над жизнью своей. И правы будут.
И ещё немного bon-mot от Федора Ивановича:
Наша история до Горбачева ( Петра Великого) сплошная панихида, а после – одно уголовное дело… Надо признать, что должность русского Бога – вовсе не синекура… Ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечёт за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. …Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом всё сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвётся когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это весь Запад пришёл выказать своё отрицание России и преградить ей путь в будущее.