
Доктор экономических наук, профессор из Хабаровска Вадим Заусаев считает, что Дальнему Востоку необходим федеральный закон о развитии макрорегиона и принцип «постоянной стройки». Об этом он пишет в краевой газете «Тихоокеанская звезда», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Стоящие перед Хабаровским краем проблемы обусловлены, прежде всего, слабой адаптацией экономики к рыночным условиям хозяйствования. Отрасли с повышенной добавленной стоимостью малоэффективны и имеют ограниченные возможности саморазвития. Традиционные драйверы роста — военно-промышленное и гражданское машиностроение, а также лесная индустрия — потеряли свою динамику. Естественная основа регионального хозяйства (рентные ресурсодобывающие производства) не обеспечивают воспроизводство 1,3 миллиона человек населения края.
Необходим поиск ресурсов и механизмов для перевода экономики на качественный новый уровень развития, содержащий интенсивные факторы роста.
Новые возможности открываются с разработкой национальной программы «Российский Дальний Восток». Но надо понимать, что экономика края находится под влиянием общерегиональных факторов развития.
Здесь продолжаются сокращение населения и усиление сырьевой специализации, которые, мультиплицируя друг друга, не позволяют макрорегиону реализовать свои геостратегические функции.
Консолидация действий региональных властей с Министерством по развитию Дальнего Востока может осуществить прорыв в экономической жизни макрорегиона.
В настоящее время президентом России В. Путиным поставлена задача формирования новой модели развития Дальнего Востока, обеспечивающей интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Как дальневосточный макрорегион может решить эту стратегическую задачу?
Если как контактная территория для транспортировки и перевалки грузов в АТР и обратно, то много населения здесь не требуется. Надо стимулировать его переезд на историческую родину, чтобы минимизировать социальные расходы, развивать портовые комплексы и обустраивать Северный морской путь, модернизировать Транссиб и БАМ, строить нефте- и газопроводы… Это инерционный сценарий с продолжением сокращения постоянного населения.
Если как донор для решения стоящих перед страной непростых внешних и внутренних проблем, то наиболее коммерчески эффективны концессионные отношения в области освоения природных ресурсов и развития транспорта.
Массовое использование иностранной рабочей силы обусловит интенсивный отток населения. Возрастут геостратегические риски, снизится управляемость макрорегиона, создадутся предпосылки для его экономической потери.
Если как будущий драйвер экономики страны, базирующийся на высокой потребности в перспективе России и сопредельных государств не только в традиционных природных ресурсах, но и в пресной воде, пространстве для размещения нетрадиционных источников энергии (солнечных, ветровых приливных и дргих), захоронения отходов, экологически чистом животном белке (биологические ресурсы моря), то это национальный сценарий, требующий значительных государственных ресурсов в качественную модернизацию экономики и рост человеческого капитала.
При отсутствии необходимых государственных ресурсов национальный путь развития нуждается в научно обоснованных акцентах и приоритетах — формирование постоянного населения и диверсифицированной экономики на приграничном юге, стягивание жителей в большие и малые селитебные центры и создание в них максимально комфортных условий проживания, расширение вахтовых методов организации труда на севере.
И здесь свое слово должна сказать наука, не повторив ошибки, допущенные ранее при разработке последних стратегий Хабаровского края и собственно города Хабаровска.
Повсеместное комплексное и сбалансированное развитие Дальнего Востока невозможно, поэтому размещение производительных сил необходимо на основе формирования территориальных центров экономического роста.
Следует ранжировать их по уровням значимости (федеральный, региональный, локальный и местный), определяющим масштабы и особенности хозяйственного развития.
Отраслевое развитие должно строиться на естественной основе регионального воспроизводства, стимулируя создание цепочек вертикально-интегрированных структур, где вначале — воспроизводство и геологоразведка, в центре — рентные отрасли, а в конце — переработка.
Выход экономики Хабаровского края на траекторию устойчивого роста требует действий федерального уровня.
Это касается специальной хозяйственной политики, обеспечивающей снижение на инновационной основе затратности жизнедеятельности и включение преференциальных режимов хозяйствования для бизнеса, инфраструктурное обустройство территории и человека, принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также органах государственной власти.
Вовлечение ресурсов бизнеса в экономику необходимо осуществлять с последующей компенсацией их за счёт будущих налогов и платежей.
В целях повышения конкурентоспособности производства следует освободить дальневосточный бизнес в реальном секторе экономики от всех федеральных налогов и совершенствовать новые механизмы хозяйствования (территории опережающего развития, ТОР и Свободного порта Владивосток, СПВ).
По этой же причине нельзя обременять бизнес выплатой дальневосточных надбавок и льгот, возложив эту обязанность на государство. Для выявления положительных и отрицательных последствий осуществить пилотный проект на примере ТОР «Комсомольск».
Институциональным стержнем новой экономической политики должен стать федеральный закон Российской Федерации «О развитии Дальнего Востока», определяющий основные правила основы движения макрорегиона в обозримой перспективе.
Действия Хабаровского краевого правительства должны быть направлены на стимулирование инновационности, обеспечивающей максимальное трудосбережение и снижение издержек производства, непрерывность процесса освоения макрорегиона (постоянная стройка), использование повышенного интереса сопредельных стран и конструктивное использование природной ренты, всестороннюю государственную поддержку населения и производства, гармоничное сочетание экономических, политических и социальных интересов при реализации крупных проектов, надёжные и органичные связи с «материнской» стороной.
Необходимо активизировать развитие отраслей экономики, имеющих самовоспроизводственные возможности: рыбная, угольная, лесная, минерально-сырьевая, строительных материалов, транспортная.
Надо восстановить региональные рынки, например лесной, за счёт активизации деревянного домостроения. Дальневосточный гектар может помочь реализовать мечту дальневосточника иметь свой дом на своей земле как родовое гнездо.
Следует искать механизмы включения в этот процесс малого и среднего бизнеса, расширять возможности субъектов в распоряжении и пользовании природных ресурсов макрорегиона.
Поддержка на региональном уровне потребует формирования бюджета развития, введение режима жесточайшей экономии в использовании бюджетных ресурсов и расширения налогооблагаемой базы, в том числе за счёт закрепления бизнеса по месту деятельности.
Принцип «постоянной стройки» должен реализовываться путём лоббирования в высших инстанциях осуществления крупных проектов: комплексное освоение Охотского моря, транспортный переход на Сахалин, строительство Тугурской приливной электростанции и второго пути на БАМе, модернизация Транссиба, создание транспортного коридора через Уссурийский остров (север Китая — порты Дальнего Востока)…
Жизнь богаче любых научных схем и пойдёт своим путём. Но политическая воля на федеральном и региональном уровнях может обозначить приоритеты и акценты, характерные для того или иного пути развития.
Современные тенденции и преобладание как во власти, так и бизнесе компрадорской буржуазии (элиты) говорят о реальности концессионного направления развития макрорегиона.
Выбор национального пути требует существенной корректировки социально-экономической политики. Тогда и Хабаровский край сможет выполнить свою историческую миссию в жизни России, оправдав вложенные в него жизненные силы наших предков.
Вадим ЗАУСАЕВ,
председатель Учёного совета Дальневосточной народной академии наук, доктор экономических наук, профессор.