Выборные страсти по-Приморски

выбор by .
Выборы губернатора стали главной интригой этого года в Приморском крае. После случившегося сентябрьского конфуза и последовавших за ним скандалов, электорату обещают развязку подзатянувшейся мыльной оперы под ёлочку, всего за две недели до новогодних каникул. Пока же на пост главы края претендуют 17 человек (тогда как в сентябре желающих усесться в руководящее кресло было втрое меньше, всего пятеро). Из обновлённого списка страждущих власти семеро идут на выборы самовыдвиженцами, а 10 представляют разношёрстные политические партии, тогда как в «первой серии» все кандидаты выдвигались партиями. Практически все фамилии соискателей, за исключением одной (кандидат от ЛДПР Андрей Андрейченко), заявлены впервые. Сохранилась и ещё одна особенность – гендерная, в новом списке также присутствует женщина, причём, представляющая целую династию политиков…
В общем, как замечают наблюдатели, разгоревшиеся в крае предвыборные страсти уже превзошли шекспировские, а ведь до дня народного волеизъявления ещё больше месяца… Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» попросил по возможности прояснить ситуацию политолога Станислава Дмитриева, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

- Станислав Станислович, безрезультатный итог двух туров голосования – это просто региональное стечение обстоятельств или системная проблема партии власти? Ведь всего лишь весной прошли выборы президента России и действующий глава государства получил, пусть и не стопроцентную, но убедительную поддержку сограждан, в том числе и дальневосточников. А полгода спустя Приморье и Хабаровский край «прокатывают» кандидатов «Единой России»…

- Выборы всегда предсказуемы, поэтому случайностей в них быть не может, в данном случае уместно говорить о больших просчётах в работе «Единой России» в рамках избирательной кампании. Штаб Тарасенко не удосужил себя даже элементарным соцопросом как в период агитационной кампании, так и в день выборов. Во Владивостоке в спальных районах сложно было найти даже намёк на экзитпол, то есть опрос граждан социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования. Как можно прогнозировать результат, если руководитель штаба не имеет на руках агитационной сетки и вообще каких-либо цифр? В итоге в первом туре недобор лояльности – это явный просчёт. Во втором туре стало всё куда более печальнее. Снова у «Единой Росии» на старте есть преимущество – выборы назначали на следующие выходные. У кандидата от КПРФ Ищенко физически не было сил, чтобы развернуть полноценную агитационную кампанию. В этой ситуации партии власти стоило мобилизовать все ресурсы, но при таком бардаке в штабе, видимо, сделать это было просто невозможно.
Ситуация в Хабаровске радикально отличалась от Приморья. Вячеслав Шпорт у власти с 2009 года и на момент выборов имел весомый багаж неудач и уже сформированный имидж. Поэтому от политтехнологов в Хабаровске требовалась снизить градус недовольства, что значительно сложнее, чем формировать имидж с чистого листа, как это было у Андрея Тарасенко. В итоге, второй тур в Хабаровске откровенно и вполне осознано «слили» оппозиции.
Говоря о ситуации в целом, безусловно, можно и нужно упомянуть про рост оппозиционности, особенно после реформы пенсионной системы. Она затронула самою активную часть электората – людей старше пятидесяти. Это новые политические реалии, но говорить о том, что результат выборов зависит от них, как минимум смешно. Вспомним 2014 год и валютный кризис, сколько людей потеряло капитал из-за резких колебаний национальной валюты по всей стране, для Приморья с его экспортной зависимостью от Китая и Японии ситуация была ещё более жесткой. Однако Миклушевский уверено победил на выборах, и оппозиционность ему в этом не помещала. Более локальный пример: 2016 год, север Приморья, сильные дожди привели к потере транспортного сообщения, часть края осталась без продуктов с затопленным урожаем. Это был идеальный момент для оппозиции «урвать» драгоценный мандат на выборах в Государственную Думу, так как недовольство людей было крайне высоко. В итоге на выборах победила Виктория Николаева, кандидат от «Единой России», просто потому что сама ездила в район, а её штаб активно агитировал, иными словами, люди работали на результат. То, что мы видели в этом году в Приморье – это кризис кадров. Избирательные технологии стары как мир, в них нет ничего сверхнового, их просто нужно использовать, проводить социологические исследования с адекватной выборкой, организовывать встречи с избирателями, грамотно раздавать предвыборные листовки и размещать наглядную агитацию.

- Тарасенко не хватило для победы в первом туре совсем немного, в отличие от его противника от КПРФ Ищенко. Но во втором туре ситуация поменялась. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такое изменение предпочтений избирателей: эффективной работой предвыборного штаба коммунистов и, наоборот, слабой и провальной у единороссов или чем-то другим?

- Давайте сразу определимся, КПРФ в своих избирательных кампаниях после 2012 года принципиально игнорируют работу как процесс. Они просто пользуются повышением оппозиционности, то есть, «все, кто против, голосуйте за нас» и у них это будет получаться ещё как минимум лет десять, если, конечно, партия не распадётся. Поэтому их заслуги нет никакой. Просчёты в работе «Единой России» привели к провалу, так как именно партия власти задаёт темп всей избирательной кампании.

- Смогла ли бы победить системная оппозиция, выстави на выборы единого кандидата? Или компромисс между КПРФ и ЛДПР в принципе невозможен?

- Априори невозможен. Каждое избирательное объединение выставляет своего кандидата или списки кандидатов, процедура выдвижения единого кандидата или кандидатов хоть и теоретически возможна, по крайней мере, я не помню прямого запрета на неё в 67-ом Федеральном законе, но практически до неё никто и никогда не доходил. Тем более если речь идёт о системной оппозиции, им это просто не нужно: ЛДПР и КПРФ в целом всегда довольны результатом, каким бы он не был.

- Нет ли у Вас ощущения, что народ разуверился в возможность перемен? Или мизерное количество пришедших на избирательные участки в сентябре по нынешним временам норма?

- К сожалению, да, явка в тридцать-сорок процентов – это норма для региональный кампании в Приморье, на муниципальных выборах активность избирателей ещё ниже. Устоявшийся тезис: выборы ничего не решают, сильно «засел» в головах избирателей. Уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах или абсентеизм населения само по себе явление пугающие, особенно когда речь идёт о муниципальных или региональных выборах. В России традиционно массово ходят на выборы главы государства, однако любая региональная кампания не менее важна. Впрочем, есть и свои плюсы, по крайней мере, для политтехнологов. В условиях низкой явки контролировать сам ход голосования, прогнозировать итог значительно легче. Поэтому проблема есть, но решать её некому. Информирование избирателей особого результата не даёт, хотя стоит отметить, что крайизбирком делает большие успехи в этом, оптимизируя свою информационную деятельность под реалии современного мира. Если говорить о моих ощущениях, то избирательные кампании 2013-2016 годов в Приморье были откровенно скучными и прозаичными, особенно это чувствуется в сельской местности. Если говорить о вере в перемены, то исключительно точно об этом высказался Виктор Цой: «И вдруг нам становится страшно что-то менять». Мне кажется, именно такая мысль появляется у неактивного электората в день голосования.

- Не находите ли Вы, что в условиях рыночной экономики, когда у государства уже почти не хватает средств на пенсии (но достаёт на дикие премии «эффективным менеджерам»), столь многосерийные, но безрезультатные выборы – слишком дорогое удовольствие? Вот если бы процесс волеизъявления финансировали политические партии из собственных средств, тогда другое дело…

- Выборы – неотъемлемая часть политического процесса при республиканской форме правления. К примеру, в США, в ряде штатов выбирают даже шерифов, а не только депутатов. Если посмотреть, сколько денег тратится на обеспечение деятельности судебной власти, исполнительных органов, да того же Федерального Собрания, то с таким подходом можно прийти к мнению, что и государство в целом ненужно. Однако законы должен кто-то издавать и их надлежит исполнять, в противном случае нас ждём хаос. Вы говорите о «многосерийности» выборов, я бы предложил вспомнить выборы в девяностых годах и начале нулевых, где второй тур вовсе не был редкостью. Просто за последний десяток лет мы привыкли, что выборы проходят в один тур, но появление повторного голосования всех повергло в шок. Это абсолютно допустимый процесс, и почему же выборы безрезультатны? Отмена результатов в Приморье позволила привлечь в край влиятельного и сильного политика с уникальным опытом работы. Лично я считаю это результатом, причём, вполне хорошим, хоть и не предсказуемым.

- Сегодня на пост главы края претендуют уже полтора десятка человек… На Ваш взгляд, насколько велика вероятность результативного голосования в декабре?

- Выборы в декабре с большей долей вероятности можно считать уже состоявшимися. Вероятнее всего, нас ждём модель 2014 года, когда был сильный фаворит который значительно (более чем на тридцать процентов) обошёл оппонентов. Явка, скорее всего, приблизится к сорока процентам. Пока что говорить о чём-то большем смысла нет, до выборов ещё полтора месяца…

Кандидаты в губернаторы края по состоянию на 7 ноября 2018

Выдвинутые в порядке самовыдвижения: Васильев Виктор Евгеньевич, преподаватель Дальневосточного межрегионального учебного центра Федеральной службы исполнения наказаний; Гнездилов Вячеслав Николаевич, старший медицинский представитель ООО «НоваМедика»; Коваленко Александр Игоревич, индивидуальный предприниматель и депутат Думы Михайловского муниципального района Приморского края на непостоянной основе; Кожемяко Олег Николаевич, временно исполняющий обязанности Губернатора Приморского края; Лобунец Сергей Федорович, временно неработающий; Михальченков Павел Владимирович, пенсионер; Щербаков Александр Владимирович, генеральный директор ООО «Золотая Долина», депутат Законодательного Собрания Приморского края на непостоянной основе.

Выдвинутые от политических партий:

Андрейченко Андрей Валерьевич, Приморское региональное отделение Либерально-демократической партии России, депутат Государственной Думы;
Марченко Максим Николаевич, региональное отделение в Приморском крае Демократической партии России, пенсионер;
Митволь Олег Львович, региональное отделение в Приморском крае Российской экологической партии «Зелёные», председатель президиума Межрегионального общественного движения «В защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду «Зелёная альтернатива»;
Старицин Виктор Викторович, региональное отделение в Приморском крае Коммунистической партии социальной справедливости, гендиректор ООО «Издательская компания «Конкурент»;
Степаненко Игорь Геннадьевич, Приморское региональное отделение политической партии «Патриоты России», пенсионер;
Сурайкин Максим Александрович, Коммунистическая партия коммунисты России, председатель Центрального комитета партии;
Тимченко Алексей Павлович, региональное отделение в Приморском крае «Партии роста», исполнительный директор ООО «Тим-Групп Трейдинг»;
Поляков Игорь Михайлович, региональное отделение в Приморском крае политической партии «Союз Горожан», адвокат;
Полищук Станислав Петрович, «Партия Социальных Реформ — Прибыль от природных ресурсов – Народу», председатель партии;
Чемерис Роза Басировна, Приморское региональное отделение Народной партии «За женщин России», коммерческий директор ЗАО «Курортстройсервис», депутат Думы города Владивостока на непостоянной основе.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.