Только по направленным в суд коррупционным уголовным делам в Приморье ущерб превысил один миллиард рублей

Летом этого года директор Дальневосточного консалтингового цента Петр Ханас в одном из своих интервью обсуждал грядущие кадровые перестановки в Приморье и заявил, что «коррупцию в крае искоренить не удалось – это факт… Строительство «Хаятт». История слишком затянулась. Речь идёт о вливаниях огромных сумм денег, а воз и ныне там – «Хаятты» всё так же не сданы в эксплуатацию. Этот вопрос потянет за собой и тему коррупции». Вместе с тем, социологическое исследование, проведённое в Приморье в конце июля-начале августа текущего года показало, что, по мнению жителей края, количество коррупционных ситуаций по сравнению с прошлым годом снизилось. Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, попросил представителей Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края прокомментировать роль гражданского общества в борьбе с коррупцией. Сегодняшние наши собеседники – директор департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края Владимир Юрьевич Петров и его заместитель Александр Борисович Курочкин, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

WP_20170323_004 2 by .

Владимир Петров и Александр Курочкин


- Ваш департамент, что называется, держит руку на пульсе борьбы с коррупцией в крае. Скажите, пожалуйста, Владимир Юрьевич, как наши сограждане – рядовые приморцы оценивают уровень коррупционной составляющей жизни в регионе?

- По-разному. Но давайте обратимся к документу. В рамках исполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утверждённом Указом Президента Российской Федерации весной прошлого года (1 апреля 2016, № 147 – прим. ред.), а также в рамках краевой государственной программы «Безопасный край» на 2015-2020 годы минувшим летом в одиннадцати населённых пунктах, расположенных на территориях Артёмовского, Арсеньевского, Владивостокского и Находкинского городских округов, а также Шкотовского, Чугуевского, Надеждинского и Хасанского районов была проведена научно-исследовательские работа по определению оценки населением уровня коррупции и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Как оказалось, среди опрошенных преобладает мнение о незначительном росте масштабов коррупции в различных сферах взаимодействия государства и граждан. Но вместе с тем, возросло и число тех, кто наблюдает уменьшение числа коррупционных проявлений, причём, и в крае и в стране в целом.
Любопытно, что более трети опрошенных – тридцать пять процентов считают степень распространённости коррупции высокой. Большинство – сорок четыре процента респондентов оценили степень распространённости коррупции в их населённом пункте как среднюю. Восемь процентов отметили её низкий уровень, а чуть больше одного процента (если быть точным – 1,3) уверены, что коррупции в их населённом пункте нет.

- А где, по мнению приморцев, коррупция проявляется наиболее объёмно?

- Вполне ожидаемо в нашем автомобильном крае на первое место в рейтинге представлений о коррумпированности население поставило дорожную инспекцию – более трети респондентов отметили, что в Госавтоинспекции возникающие проблемы чаще всего решаются с помощью взятки. На втором месте – полиция – тридцать процентов участников опроса отметили коррумпированность структуры. Кроме того, по мнению приморцев, рост коррупционных проявлений произошёл в ведомствах, где фиксируется приобретение земельного участка или его оформление, а также при получении услуг по ремонту и эксплуатации жилья.

- Но ведь борьба с коррупцией приносит свои плоды, пусть пока и не такие масштабные, как нам того хотелось. В каких сферах люди отмечают снижение уровня коррумпированности чиновников?

- Знаете, снижение уровня коррупции, как, впрочем, и повышение, часть опрошенных авторами исследования приморцев отметила практически по всем позициям. Мнение о снижении уровня коррупции преобладает при решении вопросов, лежащих в области ответственности паспортного стола (это отметила четверть респондентов), при оформлении и перерасчёте пенсии (около двадцати процентов), оформлении и пересчёте социальных выплат.

- Уверен, нашим читателям будет интересно узнать, во что оценивается ущерб от коррупции экономике края?

- По статистике, доля материального ущерба от коррупционных преступлений из года в год составляет примерно десять процентов от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России, а размер причинённого преступлениями коррупционной направленности материального ущерба за последние два с половиной года превысил сто тридцать миллиардов рублей. Что касается нашего края, то авторы исследования подсчитали, что за последний год жители Приморья заплатили в виде взяток не менее двух миллиардов четырёхсот тридцати трёх миллионов. Они называют и средний размер взятки – двадцать одна тысяча шестьсот четырнадцать рублей, это чуть больше шестидесяти трёх процентов от среднегодового месячного подушевого дохода жителей края. Как отмечают социологи, «дороже» всего жителям края приходится обращение в суд – средний размер взятки составил шестьдесят девять тысяч, а за регистрацию сделок с недвижимостью – тридцать пять тысяч рублей.
Между тем, прокуратура Приморского края сообщает, что средний размер дачи взятки возрос с трёхсот пяти тысяч до почти четырёх миллионов рублей, средний размер получения взяток – с тридцати тысяч до трёх миллионов трёхсот тысяч рублей, «цена» посредничества во взяточничестве составляет почти два миллиона рублей. В целом же средний размер взяточничества (дача, получение и посредничество) увеличился со ста пятидесяти двух тысяч до трёх миллионов рублей.

- Раз уж зашёл разговор о прокуратуре, расскажите, пожалуйста, Александр Борисович, о взаимодействии департамента и надзорного ведомства.

- У нас налажен тесный контакт с прокуратурой, с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, который возглавляет Василий Николаевич Скорик. В конце сентября в прокуратуре Приморского края состоялось координационное совещание, посвящённое вопросам состояния работы по выявлению, пресечению коррупционных преступлений, предупреждению (профилактике) коррупционных правонарушений. Если позволите, напомню приведённые на нём факты и цифры.
В 2016-2017 годах из пятисот восьмидесяти трёх выявленных в крае коррупционных преступлений пятьдесят совершены в особо крупном размере, семьдесят шесть – в крупном размере, сто одно – в значительном размере, восемьдесят семь – в составе организованной группы и одно – в составе преступного сообщества. Установленный материальный ущерб по направленным в суд уголовным делам превысил один миллиард рублей. Существенно больше установлено случаев получения и дачи взяток в крупном и особо крупном размерах. Отмечает прокуратура и рост удельного веса случаев получения взяток, включая мелких. К уголовной ответственности стали чаще привлекаться высокопоставленные должностные лица, так, в 2016-2017 годах пресечены коррупционные преступления, совершённые десятью главами муниципальных образований, несколькими депутатами представительных органов местного самоуправления, шестьюдесятью тремя сотрудниками правоохранительных органов. При этом привлечённых к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений должностных лиц стало больше, особенно в сфере миграции, лесной отрасли. Но отмечалось также, что требуется активизировать работу по профилактике и пресечению коррупционных проявлений в бюджетной сфере, лесной отрасли, в сфере муниципального имущества, выдачи земельных участков, здравоохранения, потребительского рынка.

- Скажите, пожалуйста, Владимир Юрьевич, Александр Борисович, как бы вы охарактеризовали отношение нашего общества к проявлениям коррупции? Оно отрицательное, безразличное, сочувствующее?..

- Давайте вновь обратимся к результатам проведённого соцопроса. Исследование показало, что большинство из опрошенных жителей края – более восьмидесяти двух процентов достаточно критично относится к проявлениям коррупции. Однако почти два с половиной процента признали, что зачастую решают свои вопросы при помощи неформального вознаграждения, а ещё тринадцать с половиной процентов – от случая к случаю. При этом более восьмидесяти двух процентов респондентов, имеющих опыт дачи взятки должностному лицу, считают, что и без такого «поощрения» чиновника смогли бы решить свои проблемы, хоть и с оговорками. Есть и такие – это четыре с половиной процента опрошенных, которые оправдывают взятку тем, что им «было бы неудобно, что человек остался без вознаграждения».
Обратиться в правоохранительные органы с заявлениями о коррупции, если они станут свидетелями коррупционных правонарушений готовы лишь двадцать два процента участников опроса. Почти половина респондентов ответила, что обращаться в правоохранительные органы они будут в зависимости от сложившейся ситуации, а четверть заявили, что не станут никуда обращаться, аргументируя это тем, что «это не их дело» (сорок процентов) и тем, что это бесполезно (тридцать шесть процентов).

- А как при этом оценивают приморцы антикоррупционные действия властей?

- Скажем так, не слишком позитивно. Более половины участников опроса оценили работу власти по противодействию коррупции как на федеральном, на региональном, так и на местном уровне негативно. При этом чуть больше одиннадцати процентов опрошенных жителей края считают, что у региональной власти достаточно и желания, и возможностей для борьбы с коррупцией. Почти тридцать два процента отметили, что руководство края не хочет и не может эффективно бороться с коррупцией. Треть респондентов согласны, что снизить уровень коррумпированности чиновников можно с помощью мер, предпринимаемых государством, но сорок четыре процента с половиной полагают, что это возможно частично. В большей степени приморцы уповают на ужесточение мер борьбы с коррупцией. Так, более половины участников опроса – почти шестьдесят процентов отметили, что неотвратимость и ужесточение наказания за коррупционные правонарушения как взяткодателя, так и взяткополучателя в первую очередь будут способствовать снижению уровня коррупции. Тридцать семь процентов заявили, что для снижения уровня коррупции необходимо ужесточение контроля доходов и расходов чиновников и членов их семей.

- Владимир Юрьевич, в самой первой нашей беседе в марте этого года Вы отметили, что основной задачей Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края является проведение профилактической работы среди государственных гражданских служащих. Вместе с тем, подчеркнули Вы, департамент всегда готов рассмотреть любые предложения граждан, их вопросы и мнения…

- Готов повторить это вновь. Как неоднократно отмечали все собеседники вашего еженедельника, с которыми вы беседовали в рамках проекта «За порядок без взяток», коррупция – явление сложное и многообразное, силами одного департамента или какого-то ведомства с ней не справиться. Борьба с коррупцией требует согласованных действий всех государственных структур, предпринимательских объединений, институтов гражданского общества, всех нас.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.