
Промышленное производство на Дальнем Востоке в первом квартале 2017 года стагнировало — данные, опубликованные Росстатом, фиксируют рост в январе-марте всего на 0,2 %, то есть на уровне погрешности, сообщает информационно-аналитическое агентство «Восток России», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Впрочем, первый квартал — ещё не показатель. Цыплят по осени считают, прогнозы же на весь 2017 год можно будет сделать как минимум по итогам полугодия. Пока же стоит посмотреть, как плясали цифры статистики в последние два месяца зимы и в первый весенний месяц 2017 года.
Месячные колебания
Год назад динамика промышленного производства в ДФО была более вдохновляющей – за январь-март 2016 года плюс 5,4%. Причем если смотреть на показатели в разрезе период к периоду, то можно увидеть, что ситуация перевернулась. Например, в январе 2016 года индекс был 2,3 %, в январе-феврале – 2,4 %, а за квартал – те самые 5,4% (в сравнении с аналогичными периодами 2015 года). И так продолжалось всё первое полугодие, до рекордных 5,8 % роста за январь-июль. Лишь с августа динамика стала затухать – и по итогам года дальневосточная промышленность показала всего +2,2 % (к результату всего 2015 года). Но если бы не показатели первых семи месяцев, и год бы, глядишь, не закончился даже с таким с плюсом.
Что же мы видим в разрезе периодов в этом году? Январь-17 к январю-16 – 5,2%, в январе-феврале к двум первым месяцам прошлого года – плюс 4,7 %, а за первые три месяца – жалкие +0,2 %! Куда делся рост, вроде бы наметившийся с начала года? данные за январь-апрель, кстати, показывают плюс 1,5%. Значит, не всё пропало.
Среди тех, кто так и не вышел в плюс – Камчатка (индекс за первый квартал остаётся в минусовой зоне). Но самое печальное, что сдал один из регионов-лидеров промышленного производства на Дальнем Востоке – Хабаровский край (минус 0,6 % за январь-март). Приморье за квартал прибавило 1,5 %, но в первые два месяца промышленность там не росла. Сбавила обороты и Амурская область, стабильно в плюсе только Якутия. Нельзя не нарадоваться на Еврейскую автономию (плюс 32,4 % за квартал), но всё же промышленный облик Дальневосточного федерального округа традиционно определяют диверсифицированные и индустриально развитые Хабаровский край и Приморье.
Динамика в разрезе «месяц к месяцу» тоже не впечатляет. За весь 2016 год было всего два провала – в августе (86,9 %) и в октябре (96,1 %). Все остальные месяцы Росстат фиксировал рост; также было и в январе, и в феврале этого года. А вот март-17 к марту-16 упал сразу на 2,3 %. Если посмотреть на регионы, то больше всего в марте (к марту прошлого года) сократился рост промпроизводства именно в Хабаровском крае (94,2 %); в Приморском – вырос на 10,7 %. Но март стал провальным в этом разрезе для многих других регионов – Сахалина, Колымы, Камчатки, Чукотки. Отсюда, очевидно, и скромные показатели всего квартала.
Радует, что от месяца к месяцу индустрия пока что вроде бы разгоняется. Так, если в январе-17 к декабрю-16 индекс составлял 87,5 %, в феврале по отношению к январю было 94,7 %, то в марте к февралю – уже плюс 6,3 %! В целом по году в этом разрезе производство всегда «скачет»; вопрос в размахе таких колебаний. В любом случае, год стартовал явно не с места в карьер.
В сравнении со всей Россией ситуация на Дальнем Востоке не выглядит слишком уж плачевно (индекс по России за январь-март – 0,1 %). Но, к примеру, в Южном федеральном округе рост индустрии составил 6,2 %, а на Северном Кавказе – 7,9 %. На Урале и в Сибири – по 2 % плюса. Лидерами роста промышленного производства в первом квартале стали маленькие национальные республики – Алтай (плюс 52,5 %), Тыва (плюс 34,9 %) и уже упомянутая Еврейская автономия (32,4 %). Следом идёт Дагестан. Но в абсолютном выражении вклад этих регионов в индустрию страны, понятное дело, минимален.
В случае с Дальним Востоком сказалось, видимо, сокращение инвестиций. Данных по первому кварталу Росстат ещё не привёл, но по итогам всего 2016 года в основной капитал по всему Дальневосточному федеральному округу было вложено чуть более 985 миллиардов рублей, что почти на 3 % меньше, чем годом ранее. Что касается отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственным силами, то этот показатель в Дальневосточном федеральном округе стабильно держится в средних пределах 350 миллиардов рублей в месяц (бывают падения до 270, или рост до 395 миллиардов, как в декабре 2016 года) – причём более половины этих объёмов приходится на Сахалин и Якутию. Эти два региона периодически обходят друг друга в абсолютных цифрах. Объёмы отгрузки лишь немногим уступают Южному федеральному округу. Но даже если к ним не прибавить скромные показатели Северо-Кавказского федерального округа (выделенного, как мы помним, достаточно искусственно), то Дальний Восток всё равно окажется на последнем месте. Колония, что тут скажешь…
Добыча в Еврейской автономной области ставит рекорды
Традиционно индекс промышленного производства складывается из показателей трёх ключевых блоков: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и, как стало понятно в этом году, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (раньше вместо этого использовали раздел «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», но в прошлом году коды ОКВЭД сменили).
Что же происходит в исконных для «колониального» Дальневосточного федерального округа добывающих отраслях? Рост 3,3 % за первый квартал – меньше, чем за аналогичный период прошлого года (6,9 %), и весь 2016 (плюс 4 %)! Но не упали, и уже хорошо. Хотя в соседней Сибири в этом же сегменте – плюс 6,5 % роста. Добыча в целом росла на Сахалине, в Магаданской и Амурской областях, в Якутии. Но все достижения этих территорий покажутся просто ничтожными на фоне космического прорыва Еврейской автономии. За январь-март добыча полезных ископаемых в этом регионе выросла на… 939,2 %! И это, кстати, не предел – в январе было 1243,2 % (к январю прошлого года)!
По итогам 2016 года Еврейская автономная область тоже установила рекорд среди соседей – индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых был 186 %. В единственной в России автономной области завершилось строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, с которого начались отгрузки товарной продукции потребителям, была создана ТОР «Амуро-Хинганская». Понятно, что все эти прорывы – от эффекта «низкой базы»; понятно, что даже такие фантастические результаты одной маленькой Еврейской автономии не внесли особого вклада в общую динамику добычи по всему Дальневосточному федеральному округу.
В целом по России добыча тоже не показала очень уж хорошей динамики (плюс 1,2 %) – стабильность! В минус ушли темпы роста в этом сегменте в Северо-Кавказском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. На Юге – прорыв в 24,6 %, за счёт опережающих темпов добычи в Калмыкии и в Астраханской области. Тем не менее, в марте, если смотреть по отношению к февралю, добыча ускорилась во всех без исключения девяти регионах Дальневосточного федерального округа. Что даёт надежду на рост сегмента в течение года. Тем более что колониальный подход к развитию округа остаётся главенствующим; как и тот факт, что добывающие проекты обычно реализуются крупными федеральными или иностранными игроками. То есть в сегменте добычи мы, в основном, наблюдаем в действии параллельную экономику Дальнего Востока. «Мы должны, безусловно, перевести показатели высокого промышленного роста в рост качества жизни, сохранение социальной стабильности, социальных обязательств», — заявил в мае губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь, комментируя экономические рекорды своей области. Поломать голову над этой крупной задачей предстоит не одному Левинталю.
Обработка пока в плюсе
Обрабатывающая промышленность на Дальнем Востоке в первом квартале прибавила обороты – плюс 2,8 %. В январе-марте прошлого года всё было хуже (0,6 %), а по итогам 2016 индекс роста в сегменте вообще не вышел в плюсовую зону – 99,4 %. В России в этом сегменте в первом квартале роста не было (99,2 %), но в ряде федеральных округов в январе-марте было веселее. Так, 5,4 % роста в Южном федеральном округе и 8,5% — на Северном Кавказе, у которого тоже есть собственное министерство и «профильный» вице-премьер. Зато в соседнем и схожим по специфике СФО – падение на 1,8 %.
Радует, что в традиционно индустриальных регионах Дальнего Востока сегмент «обрабатывающие производства» в январе-марте, так или иначе, но рос: в Приморье аж на 10,6 %. Единственное исключение – Приамурье, в котором индекс показал удручающую динамику в 83,1 %. И так продолжается уже не первый квартал. «В основном обрабатывающая промышленность осталась у нас со времен социалистической экономики, и новым владельцам не удалось её реформировать даже в период высоких доходов государства, когда цена на нефть была высокая и банки не жалели кредитов. В капитализме деньги важны, но не более чем умение находить клиентов, сокращать расходы и повышать производительность труда. Похоже, многие старые предприятия в Амурской области умирают», — говорил в марте газете «Амурская правда» зампредседателя Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской Академии наук кандидат геолого-минералогических наук Андрей Конюшок.
Лидерами же роста, как ни странно, стали Чукотка (плюс 35,7 %), Колыма (25,3 %) и Сахалинская область (22,6 %). Что странно, учитывая специфику этих регионов. И могло бы давать некие надежды на то, что сырьевой комплекс не развивается в анклавах, а работает как мультипликатор для различной индустрии. Но, скорее всего, это не так, и рост обрабатывающих производств – это успехи пищевки (особенно рыбной промышленности), металлообработки, химических производств (в Чукотском автономном округе) и других малых и средних локальных игроков. Проценты в данном случае – красивый, но очень условный показатель. К примеру, если посмотреть на данные Чукотстата по объёмам отгрузки, легко увидеть пропасть между абсолютными цифрами в добыче и обработке.
Энергетика – разные цифры
Данные Системного оператора ЕЭС и статистика Росстата по производству электроэнергии на Дальнем Востоке существенно расходятся. Так, СО ЕЭС показывает, что за три месяца 2017 года в ОЭС Востока, причём с учётом изолированных энергосистем, было выработано 13,8 миллиарда кВт/часов (минус 2 % к первому кварталу 2016 года). При этом потребление составило 13,3 миллиарда кВт/часов. По данным же Росстата, за первые три месяца в Дальневосточном федеральном округе произвели более 15,7 миллиарда кВт/часов электричества, что на 1,9 % меньше показателей первого квартала прошлого года.
Дальше – больше. Из общего объёма четверть, или около 4 миллиардов кВт/часов – вклад одной лишь Амурской области. Явно за счёт крупных ГЭС на Бурее и Зее, работающих, как известно, и на экспорт в Китай. Впрочем, по данным «ИнтерРАО», за первый квартал в КНР было поставлено всего 430 миллионов кВт/часов электричества, причём объёмы просели почти на 13 % (по сравнению с первым кварталом 2016 года). Значит, энергия амурских ГЭС востребована внутри страны? Похоже, что так и есть – в январе-марте энергетика прибавила именно в Амурской области, и сразу на 21,4 %! В остальные регионах производство электроэнергии в первом квартале сократилось, сильнее всего – почти на 17 % — в Приморье (кроме изолированного Сахалина, где выработка стабильна в объёмах). В целом по России производство электроэнергии выросло всего на 0,4 %.
Новый код «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» показывает сектор энергетики в расширенном разрезе. Но и в нём Росстат фиксирует негативную динамику – индекс 94,3 % в январе-марте. Рост – всё в той же Амурской области (на 10,7 %) и на Сахалине (плюс 2,7 %). Остальным регионом похвастаться нечем.
«Большая экономика» растёт
Очевидно, что те сегменты экономики, в которых трудно переоценить влияние внешних факторов воздействия, продолжают расти. Например, перевозка грузов. В этом разделе Росстат учитывает только перевозки автомобильным транспортом для организаций всех видов экономической деятельности, но без субъектов малого предпринимательства. И что мы видим? Рост, да ещё какой – на 26,1 % в первом квартале! Это намного выше, чем в первом квартале прошлого года (2,4 %), и за весь 2016 (8,3 %).
В лидерах снова – Амурская область. Рекордные показатели грузоперевозок область поставила и по итогам прошлого года (плюс 68,3 %), и тренд пока устойчив – за первый квартал фантастические 344,3 %. В Амурстате это объясняют просто – строительством объектов для газоперерабатывающего завода в Свободненском районе. Там, где подобные мегапроекты тоже есть и стройки развиваются, грузоперевозки тоже растут – в Якутии, Еврейской автономии и Хабаровском крае, на Сахалине.
То же самое касается и грузооборота – в целом по Дальневосточному федеральному округу за первый квартал он прибавил почти на 13 %, тогда как в прошлом году индекс роста этого показатели ни разу не вышел за 100 %. И снова лидирует Приамурье – плюс 58,3 %! А вот Еврейская автономия в грузообороте просела почти на 40 %, но это не удивляет – в первом квартале 2016 года область била рекорды (плюс 80,5 %). Такие показатели, понятное дело, долго удерживать не получится ни у кого. «Многие показатели, традиционно использующиеся для анализа сложившейся общеэкономической конъюнктуры в регионе, связаны с внешними вливаниями, реализацией проектов федерального и регионального значения. Отсюда и колебания как по годам, так и по отраслям, завязанных на вводе этих объектов. В 2015 году увеличение объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составило по сравнению с 2014 более 150 % — получить такой же темп роста было нереально!», – объясняла газете «Амурская правда» декан факультета международных отношений Амурского госуниверситета Людмила Понкратова в марте этого года.
Увидеть «вторую экономику» — ту, которая живет на потребительском спросе пусть и немногочисленного, но местного населения, нам помогут другие показатели Росстата.
Александр Попов,
шеф-редактор «Кислород.ЛАЙФ»