
Член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края Дмитрий Куликов – известный путешественник, любящий фотографировать места, где он побывал. Снимки Куликова публиковал журнал «National Geographic Traveler», они выставлялись в Москве и Китае, занимали первые места на престижных фотоконкурсах. За его путешествиями следят более 50 тысяч подписчиков в социальных сетях, а управления по туризму многих стран приглашают Дмитрия приехать к ним и создать свою фотоисторию для российских читателей. Сегодня он рассказывает о туристических возможностях Дальнего Востока, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
- Для любителей активного зимнего отдыха самым популярным направлением всегда был Сахалин. Несколько лет назад его стали теснить горнолыжные курорты Кореи, Японии и Китая. Но кризис стал возвращать всё на круги своя. Кстати, в этом сезоне на Камчатке наконец-то появился седельный подъёмник, и это должно привлечь любителей покататься.
- Почему из Владивостока сегодня улететь проще, дешевле и легче, чем из Хабаровска?
- Причин тому несколько: Владивостокский аэропорт получил статус «открытого неба», что позволяет ему обслуживать рейсы иностранных авиакомпаний без ограничений – как прямые, так и транзитные. Хабаровск такой степени свободы не имеет – дополнительные рейсы надо согласовывать на уровне межправительственных соглашений, что создаёт серьёзный административный барьер. Ввиду этого из Владивостока больше рейсов и летает больше авиакомпаний, что создаёт ценовую конкуренцию.
Вторая причина — наличие паромного сообщения в Корею и Японию и автомобильного сообщения с Китаем. Это также разгружает авиарейсы – даёт людям альтернативу. В следующем году планируется поставить на маршрут комфортабельный паром из Владивостока, который будет заходить, помимо Кореи и Японии, ещё и в Шанхай.
Также в 2016 году планируют краевой центр Приморья включить в стандартный круизный маршрут Princess Cruises. Туристы смогут отправляться прямо из их порта в путешествие по Юго-Восточной Азии. Это также снижает нагрузку на аэропорт и стимулирует конкуренцию по ценам.
Третья причина – задача менеджмента окупить затраты на новый аэропорт. Если не ошибаюсь, его постройка к форуму АТЭС обошлась в сумму в районе 20 миллиардов рублей. Эти вложения надо окупать, вот менеджеры и стараются – привлекают авиакомпании, проявляют гибкость в переговорах с ними.
По отзывам авиакомпаний, с представителями которых я общаюсь, в Хабаровске этого не происходит. Хабаровский аэропорт находится выгодно логистически – в центре Дальнего Востока, трафик через него идёт естественным путём. Поэтому о клиентоориентированности речи не идёт. Это выражается и в ценах на обслуживание. Долгое время они чувствовали себя монополистами. Надеюсь, скоро они почувствуют, что начинают терять эту позицию, и что-то начнёт меняться в лучшую сторону.
Это касается не только отношения к авиакомпаниям. Спуститесь в туалеты аэропорта внутренних линий – их вид скажет всё без слов.
- О красоте Дальнего Востока в былое время слагались стихи, потому что поэты имели возможность увидеть все уголки своими глазами и потом воспеть это. Сегодня можно куда-то добраться и что для этого нужно, кроме желания? И стоит ли того это удовольствие?
- Думаю, тогда писали стихи, потому что трудно было передать эту красоту другими способами. Распространённость качественной цветной фотографии была ещё на довольно низком уровне, и художников было немного. Нынешнее поколение мыслит и общается визуальными образами. Сегодня качественные фотография и видеография стали доступны всем и стали основным средством выражения и передачи информации и образов окружающего мира.
Что же касается современных возможностей для вылазок на природу, то сегодня их намного больше. Есть и туристическое компании, которые предложат довольно широкий спектр экскурсий и туров, а также туристические базы, готовые принять туристов. И с каждым годом их число растёт. Самый широкий ассортимент таких туров представлен в Приморском крае. И по моему личному опыту, не менее половины их клиентов – из других регионов России.
В данном случае я говорю об экотуризме, а не морском курортном отдыхе. С этим пока огромная проблема – в соотношении цена/качество я не знаю ни одной морской турбазы Дальнего Востока, которая бы полноценно конкурировала с тайским предложением. Понятно, что своего клиента они найдут всегда среди «невыездных» или чувствующих себя дискомфортно в другой стране. Но это факт.
- Не все путешественники сегодня хотят ночевать в палатке. Взглянем на туристическую инфраструктуру в России, в Хабаровском крае. Есть ли уже такие места, посетив которые, народ говорит «вау»?!
- Да, причём далеко и ходить не надо. Например, загородный комплекс «Ривьера-парк». Там «вау!» говорят не только хабаровчане, но и москвичи, и китайские туристы. Много хорошего я слышал о турбазе «Манома», и ей подобных. Их пока не очень много, но они появляются, обрастают туристами, и это радует.
- Говорят, сегодня можно всё посмотреть по Интернету, зачем тратить деньги? Что потрясающего ты увидел, например, на Камчатке или в нашем крае?
- Ну, можно так же сказать, что в Интернете есть секс и еда. Но они же не заменят реальности. Так и с путешествиями. Главное – не картинка, а ощущения и переживания, которые вы испытываете в новом месте или в пути к нему. И на Дальнем Востоке очень много таких мест, которые вызывают то самое «вау!». Конечно бриллиант нашей туристической короны – это Камчатка, уникальный край вулканов и необыкновенной природы.
Но другим регионам есть что показать – Южное Приморье, Ленские столбы Якутии, суровая аскетичная красота Чукотки. Да и Хабаровский край может удивить своих гостей – широченная река, древние петроглифы, Уссурийская тайга. Суровое побережье Охотоморья и Шантары чего стоят? Мы как-то проводили интернет-опрос среди хабаровчан, так основная масса участников никогда не была на морском побережье Хабаровского края, а оно, между прочим, почти в два раза длиннее, чем в Приморском крае!
Я очень надеюсь, что с введением полноценной асфальтированной дороги Лидога — Ванино эта часть нашего региона станет легкодоступной для большинства жителей и превратится в прекрасную рекреационную зону, привлекающую десятки тысяч туристов.
- У нас часто и много говорят о развитии туризма, что можно сказать о реальности?
- Мне кажется, Хабаровский край в своих туристических проектах страдает неоправданным гигантизмом. Яркий пример тому — проект круизного маршрута «Большой Уссурийский — Шантары» стоимостью в сотни миллионов, а то и миллиарды рублей. Мне очень интересно увидеть финансовый расчёт, привязанный к реалиям рынка.
Только навскидку видны узкие места – суда и основная часть команды будут простаивать семь месяцев в году только из-за климатических ограничений. Весь маршрут будет занимать примерно две недели. Покажите мне хоть одну группу туристов из Японии или Кореи, приехавшую в Россию на полмесяца. Это их весь годовой отпуск, и то если они не ходили на больничный. Ну и  ради чего ехать в такой долгий путь? Остановки по пути – бедные деревни и посёлки, половина из которых не имеет даже необходимых причалов. Что там показывать? Пару представлений, а что делать дальше?
Также вопрос, что делать на Шантарах? Теперь они имеют статус национального парка, а значит, высаживать большую группу туристов туда нельзя. Обойти кругом и возвращаться вторую неделю по тому же маршруту? Для нормального туриста выгоднее и интереснее воспользоваться морским круизом, курсирующим между странами Восточной Азии или Юго-Восточной Азии.
При этом я не считаю круизный проект не состоятельным вовсе – вполне окупаемыми могут стать короткие отрезки: Хабаровск — Благовещенск, Харбин — Благовещенск. Кстати, последний может быть создан с привлечением китайских судов, для последующей оценки спроса по результатам одного сезона навигации.
Поэтому я считаю важным направить средства и усилия в развитие инфраструктуры для экотуризма на местах: разработать программы привлечения инвесторов, организовать обучение предпринимателей туристическому бизнесу и созданию маршрутов, развить дорожную сеть к туристическим объектам, ввести туристическую навигацию.
Малый и средний бизнес, поняв, как работает этот рынок и получив базовые преференции от края и госмонополий, сможет намного эффективнее развить внутренний туризм, нежели создание очередного колосса на глиняных ногах. Тем более такие проекты в глубинке позволят создавать рабочие места, давать возможность молодёжи остаться среди любимой природы, а не тянуться в поисках заработка в город.
В общем, возможностей у нас много, главное — правильно ими распорядиться.
Марина ДЕРИЛО
«Тихоокеанская звезда»
https://www.toz.khv.ru/newspaper/yo_raznom/ne_nuzhen_nam_bereg_turetskiy_/