
Запретить заготовку древесины липы амурской, липы маньчжурской и липы Таке на территории Приморья депутаты Законодательного Собрания края предлагали Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации ещё в октябре 2013 года. Но находящееся в ведении ведомства Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) предложило решить проблему на местном уровне – включить эти виды липы в Красную книгу Приморского края. Своё мнение о некорректности отнесения сразу нескольких видов липы к «краснокнижным» редакции высказал известный эколог, профессор Владимир Раков, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Доктор биологических наук Владимир Александрович Раков – главный научный сотрудник лаборатории морской экотоксикологии Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва Дальневосточного отделения Российской академии наук, профессор кафедры «Биоразнообразия и морских биоресурсов» Дальневосточного федерального университета, профессор кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета:
«Я с конца 1980-х годов включён в число экспертов по российской Красной книге (главным образом, морских животных) и участвовал в составлении списков видов-претендентов, определении критериев для включения, установлении категорий редкости… Всё больше убеждаюсь в том, что Красная книга не способствуют сохранению занесённых в неё видов (по крайней мере, в Приморском крае), так как многие «краснокнижные» виды свободно ловятся, продаются, уничтожаются… И никто за это не несёт никакой серьёзной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, никаких судебных дел не заводится или они не доходят до судебного наказания (в лучшем случае штрафуют как за рядовое административное нарушение: за срубленное дерево, потраву на клумбе, сваливание мусора в лесу…). Поэтому и Красная книга Приморского края понимается краевыми, районными и другими административными органами весьма своеобразно: «да, уничтожать нельзя, но если надо и очень хочется, то можно»…
Вот последний пример с особо охраняемой природной территорией – ООПТ «Памятник природы «Бухты залива Посьета», созданным давно, в том числе призванном сохранять многочисленные виды (около сотни), занесённые в различные Красные книги – Международную, Российской Федерации и Приморского края. Одним чиновничьим росчерком на всех них «поставлен крест», то есть, вопреки решению экспертного совета, заключения государственной экологической экспертизы санкционировано их уничтожение.
То же будет и с липами – когда властям надо, они в Красной книге, а когда им «ну очень надо» – тогда можно будет их и срубить.
Административное вмешательство в составление Красной книги, в том числе в форме «настоятельных рекомендаций» по включению в неё тех или иных видов, считаю недопустимым.
Тем более что никаких серьёзных обоснований по липам для этого вообще не представлено. Во-первых, никакие виды «оптом» в Красную книгу не заносятся (у каждого есть свои особенности). Например, если берёза Шмидта в Красной книге, то, «зачем мелочиться» – включайте все виды берёз, произрастающих в Приморье. Глупо выглядит такое предложение.
Во-вторых, промысловые виды (а липы, видимо, к ним относятся?) в Красную книгу практически никогда не попадают. То, что они промысловые (хозяйственные или входящие в список биоресурсов) уже говорит о том, что они не редкие и широко распространённые. Например, я не знаю ни одного промыслового вида из числа беспозвоночных и рыб, которые были бы занесены в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Приморского края, даже если их численность снизилась в несколько раз или на несколько порядков и их уже давно никто не промышляет, так как существуют иные формы их сохранения – в рыболовстве это «Правила рыболовства», запрещающие добычу тех или иных видов рыб (и эти запреты существуют часто десятилетиями). Снижение их численности в десятки раз не является основанием для занесения в Красную книгу. В противном случае «давно пора» занести к Красную книгу трепанга, морских ежей, гребешков, мидий, устриц, ряд видов крабов, креветок, шримсов, осьминогов, ивасей… и многих других. Глупо выглядит такое предложение.
В-третьих, если судить по представленным материалам, все виды липы не соответствуют основным критериями для включения в Красную книгу. А именно: попадают под действие международных соглашений и конвенций; занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу России; находятся под угрозой исчезновения; редкие, эндемичные, находятся на краю ареала, запасы на грани исчезновения. Нет серьёзных оснований и, поэтому, глупо выглядит такое предложение.
И, наконец, в-четвёртых, липы не соответствуют ни одной категории или статусу охраны: это не исчезнувшие в природе виды, не находящиеся на грани исчезновения, нет угрозы или риска исчезновения в обозримом будущем, не является уязвимым или с высоким риском исчезновения в будущем, даже низкая степень риска их исчезновения не доказана. Поэтому и с этой точки зрения предложение также выглядит глупым.
На мой взгляд, включение в Красную книгу Приморского края лип, особенно под давлением, сильно попортит авторитет самой Красной книги, лишний раз покажет, что с ней можно делать всё, что угодно – свободно какие-то виды включать, а какие-то выкидывать. Это прерогатива учёных и специалистов, а не администраций, которые нередко работают в одной связке с «лесной мафией». Администрации пусть наводит порядок в «лесной мафии», а не прикрываются Красной книгой, о которую сами «вытирает ноги», изменяя границы и ликвидируя особо охраняемые природные территории, которые хоть как-то защищали редкие виды растительного и животного мира Приморского края».
Мнение эксперта по Красной книге России и Красной книге Приморского края профессора Владимира Ракова разделяют и другие приморцы, считающие предложение включить виды липы в краевую Красную книгу неприемлемым, поскольку в результате из эксплуатации будет выведено 75 процентов лесов края, что нанесёт «существенный урон лесному комплексу». Отраслевой комитет Заксобрания заявил о намерении «в ближайшее время подготовить обращение в Государственную Думу с предложением ввести ограничения на заготовку липы на федеральном уровне».
Прекратить массовую вырубки липы требуют пчеловоды Приморья, поскольку уничтожение липы наносит ущерб пчеловодству. «Приморский мёд соответствует мировым стандартам по такому показателю, как монофлерность – сбор с одной дикорастущей культуры, – отмечает заведующий лабораторией пчеловодства ПримНИИ сельского хозяйства Максим Шаров. – У нас такой культурой является липа, и мы можем получать до ста процентов содержания одной липы в продукте – это ценится покупателями. Наш мёд имеет преимущества по своему микробиологическому составу, содержанию витаминов, по экологической чистоте, у нас отсутствуют большие промышленные предприятия в местах произрастания липы».