Заброшенная школа во Владивостоке стала площадкой для арт-проекта

Бывшей школе, что осталась в кампусе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), нашлось неожиданное применение. На целый вечер она стала домом для арт-проекта «Fiat Lux» («Да будет свет»), организованного арт-бюро Double Hills. Для ценителей современного искусства были подготовлены световые и видеоинсталляции, а для любителей электронной музыки ключевым событием вечера стало «живое» выступление артистки из Краснодара Ishome, на «разогреве» у которой выступил DJ Хаки с сетом в стиле electric jazz/triphop, информирует «Тихоокеанская Россия».

Корреспонденты «Острова» Наталья Гладких и Ксения Давиденко посетили необычное мероприятие и поделились своими впечатлениями от увиденного.

На место сбора мы подошли как раз вовремя: открытие выставки было назначено на 21:30. Пока нас 20 минут держали снаружи «по техническим причинам», появилось время хорошенько осмотреться.

Рядом с нами в ожидании стояло не меньше 50 человек. Среди обычных на вид студентов мелькали нетипичные для повседневных будней атрибуты — изящные шляпки, мешковатые костюмы, разукрашенные лица. Парни с длинными волосами и девушки с короткими. Яркие цвета и необычный макияж.

Наконец, организаторы объявили о начале мероприятия. Толпа неконтролируемым потоком хлынула в распахнутые двери и понесла нас к ближайшему кабинету. Внутри оказалась инсталляция «Школа» от Евгения Трущенко, напомнившая присутствующим о переломном моменте в истории этого места. Многие поспешили занять места за пустыми партами и погрузиться в рассматривание сменяющих друг друга изображений — фотографий школьных помещений после пожара. В качестве фонового звука для своей инсталляции автор выбрал ветер. Пробыли мы там недолго: в коридорах образовалось столпотворение, всем хотелось хоть краем глаза взглянуть на первую работу, прежде чем двигаться дальше.

Бросив последний взгляд на первую экспозицию, мы двинулись дальше и оказались в помещении, заполненном книгами. Часть их аккуратными стопками стояла на полках, другая была развешана на стенах в раскрытом виде, третья покоилась на сетке прямо над нашими головами. И чего там только не было: начиная с творчества Пауло Коэльо и книг о сталкерах и заканчивая школьными учебниками по химии.

Впереди за столами было заметно какое-то движение, но протолкнуться туда оказалось весьма сложно. На вопрос «Что здесь происходит?» кто-то весело ответил: «Запись в электронную библиотеку». Здесь же я заметила движущееся изображение на всю стену — момент из мультфильма со зловещими тенями крыс, спускающихся по лестнице. Согласно анонсу, инсталляция была призвана «вскрыть отношения между человеком и книгой, которые зашли уже очень далеко». На мой взгляд, внимание к литературе — это замечательно, но с чем у человечества и заходят далеко отношения в наши дни, так это с гаджетами. Книги — и те по большей части электронные.

С этими мыслями я вынырнула в коридор. Здесь тоже присутствовали различные элементы, создающие «атмосферу» — наверное, самое модное слово этого вечера. В хлипких шкафах стояли красные и черные головы-манекены, стены были украшены граффити и плакатами, таблицами Менделеева, портретами писателей и указателями, один из которых призывал посмотреть в глазок двери и обнаружить там кучу непонятного мусора.

Следующий класс, в который мы попали, вместил в себя инсталляцию «Head in hat» Евгения Шелкового. По идее, это был трехчасовой видеоперформанс «о произошедшем с человеком в шляпе наедине со своими мыслями». Самое смешное, что зайдя в комнату, самого видео никто поначалу не обнаружил. Посреди помещения друг за другом стояли два стула. Многие подумали, что здесь на самом деле и нет ничего. Уже позже мы вернулись и заметили видео с каким-то пареньком на стене — то ли и вправду проглядели, то ли трансляцию начали позже.

В процессе наблюдения за исследующими помещение людьми у меня сложилось впечатление, что если я сяду на один из этих стульев и приму скрюченную позу, они будут думать, что это тоже — часть инсталляции. Наверняка, все принялись бы также ходить вокруг с глубокомысленным взглядом и искать в этом скрытый смысл. Происходящее мне напомнило случай, когда в одном из музеев посетители приняли за экспонат осколки случайно разбитой вазы. Современное искусство вообще частенько ставит людей в неловкие ситуации, подобные этим.

«Каждый обладатель электрогуся мечтает о живом гусе, именно способность к эмпатии отличает человека от андроида», — вероятно, об этом мы должны были думать, глядя на неподвижного светового гуся под довольно-таки оживленную музыку. По крайней мере, так на двери класса была описана эта инсталляция. «Тему гусей» некоторые, кстати, стали привязывать ко всем работам без разбора, но определенный смысл в этом все же был. Как следовало из анонса, некоторые работы были призваны по-новому взглянуть на персонажей сказки Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Образы этих птиц встречались не только в классах, но и в коридорах, к примеру в руках у нарисованной девочки.

Следующий класс тоже не стал исключением: по рядам зрителей прошел шепоток, что и сама комната здесь представлена в виде гуся. Помещение было оформлено, мягко говоря, неординарно и действительно напоминало организм изнутри. Стены были обклеены надутыми черными пакетами, впереди высилось темное сооружение, напоминавшее длинную шею, а на потолке можно было разглядеть видео, изображающее кардиограмму. «Внутренние переживания Густава» — так называлась эта инсталляция от Виталия Вивалова и Дениса Кулика.

Одним из самых интригующих и душных помещений оказался класс с инсталляцией «Пограничный лес» от Ольги Аристовой, Максима Голованова и Паши Feat. Многих с порога настигло ощущение, что они попали в баню. Комната была небольшой, но в момент нахождения среди деревьев в искусственном тумане мое чувство пространства то и дело искажалось. Казалось, что школа и ее стены остались позади, в то время как сама я удаляюсь вглубь сказочной природы. Банная духота и веники на стенах, зеркала и свечи, опавшие бумажные листья — все это в совокупности дало реальное ощущение, что я нахожусь в каком-то совершенно ином, потустороннем месте.

«Лес» от Софии Оленич тоже выглядел своеобразно, хоть и состоял всего из нескольких подсвеченных сетей. Трехмерная мультипликационная проекция смотрелась эффектно, и любители фотографироваться не преминули этим воспользоваться. К тому времени толпа уже разошлась по другим кабинетам, и можно было любоваться игрой света, не выглядывая из-за чьего-то плеча.

По-настоящему заворожила и заставила застыть на месте инсталляция «Заколдованный.mp4» от Sad Woodpecker Production. Хотя, казалось бы, передо мной были просто телевизоры, транслирующие помехи, и еще один, стоящий отдельно и показывающий, как советские люди едят пельмени. Именно в этой комнате музыка как нельзя лучше гармонировала с содержанием помещения. Обычно, когда слышишь нечто подобное в жизни, невольно начинаешь впадать в экзистенциальные настроения, размышлять о смысле бытия и месте маленького человека в бескрайней Вселенной… пока не подойдет твоя очередь за хлебом. В помещении же с телевизорами я, к собственному удивлению, испытала смесь горечи и стыда. Будто меня вывели на суд этих пустых и мигающих глазниц, обвиняющих в том, что они, старые телевизоры, безвозвратно уходят в прошлое, а меня, несчастного предателя, будет ждать дома новенькая плазма.

Далее мы спустились по лестнице и оказались в спортивном зале, где должно было состояться выступление ди-джея Хаки и ISHOME (Мирабеллы Кирьяновой), довольно известных личностей в определенных кругах, о которых мне раньше слышать не доводилось. Никто никого не представлял: они просто начали исполнять свою музыку, и едва ли много народу заметило, в какой момент один сменил другого. Большинство людей собралось на улице, чтобы подкрепиться и поболтать, потому что в помещениях было душно. Музыку было прекрасно слышно и со двора: колыбельные мотивы плавно переходили в повторяющийся бит, под который так и подмывало начать танцевать, даже если не умеешь. С танцами в самом зале дела обстояли туго: большинство неподвижно стояло, а то и сидело на импровизированных скамейках. Для себя мы избрали вариант «остаться на улице», поближе к еде и разговорам. То там, то тут кто-нибудь да вопрошал: «Ты что-нибудь из всего этого понял?», «Прикольно, но непонятно, да?», «Что они хотели этим сказать?», поэтому следующие полчаса мы собирали комментарии тех, кто уже посмотрел все работы.

— Организаторам и авторам инсталляций удалось создать неповторимую таинственную атмосферу, — говорит студентка ДВФУ Сусанна Манукян. — Очень креативно подошли к построению композиций. Несмотря на то, что использовались, в основном, подручные средства, это не выглядело дешево и действительно было выполнено на уровне.

— Сыграл также эффект внезапности, — добавляет студентка ДВФУ Юлия Плужникова. — Мы совершенно не знали, чего ожидать, и были удивлены тому, какое применение здесь нашли самым обычным бытовым вещам. Вообще, хорошо, что это здание используется для таких интересных мероприятий.

— Мне понравилась инсталляция, которая называлась «Пограничный лес», — рассказывает студент ДВФУ Кирилл Церковников. — Там ты будто заходишь в книгу и начинаешь исследовать неизвестные тебе миры. Несмотря на то, что я мало разбираюсь в современном искусстве, это не помешало мне испытать яркие эмоции и ощутить себя другим человеком, глядя на представленные работы.

— Думаю, эти работы сделаны для того, чтобы сыграть на наших воспоминаниях и оттенках чувств, связанных с предметами из нашего детства. Их здесь было много представлено, — отмечает студент ДВФУ Вадим Миронов. — Но если каждый человек приходит и находит свой собственный смысл, видит во всем этом свои связи и символы… Имеет ли все это смысл вообще? Ведь так можно рассматривать абсолютно любой предмет вне всяких мероприятий.

Окончание арт-проекта проморгали многие из тех, кто стоял на улице: время уже было позднее и участников больше волновало, когда же уже приготовят их ужин в вагончике с фастфудом. Мы были в числе тех, кто остался до конца. В какой-то момент музыка затихла, и мы увидели, как в окнах включили свет. Люди стали расходиться, парочка активистов собрала отряд, после чего они дружной гурьбой отправились освежиться в морской воде. На обратном пути мы обсудили увиденное и единогласно решили, что проводить такие вечера в кампусе однозначно стоит. Хотя бы затем, чтобы молодежь научилась разбираться в современных направлениях искусства и не впадала в ступор при виде электрогуся.

Для справки, в анонсе мероприятия говорилось, что на один вечер здание заброшенной школы превратится в аудиовизуальный арт-объект. Персонажи сказки Сельмы Лагерлёф на стыке видеоарта и светоинсталляций оживут под звуки dark ambient на различных площадках учебных классов ныне нефункционирующей школы.

Творческим наполнением проекта займутся арт-группа CHRONO, Sad Woodpecker Production, фотограф Евгений Трущенко, «Библиотечная система г. Владивостока», литературный журнал «На маяк» и не известные до этого свободные художники.
Для любителей электронной музыки ключевым событием вечера станет мощный «лайв» от прекрасной ISHOME, на разогреве у которой выступит dj Хаки с сетом в стиле electric jazz/triphop.

ISHOME – она же Мирабелла Кирьянова, настоящая сенсация на музыкальной карте России. За сложными ритмическими структурами и глубоким атмосферным саундом породистого техно скрывается юная и хрупкая девушка из города Краснодар. В 2010 году на известном во всем мире лейбле Indeks Music вышел её дебютный релиз Caraboo (EP) с ремиксами от Mike Wall, Antoine Caesar и Timur Valiev. В том же году Ishome отметилась мини-альбомом на крупнейшем американском лейбле Proton Music.

На сегодняшний день Ishome – одна из немногих отечественных артистов, представляющих live-сет исключительно из собственного эксклюзивного материала. В её великолепном музыкальном перфомансе находится место не только напористому tech, но и таинственным звукам ambient, магической dub-меланхолии, потусторонним шорохам idm и glitch. Это без оговорок музыка европейского уровня, гармонично дополняющая арт-площадки сгоревшей школы, которая откроет свои двери только на одну ночь.

Проект реализовывается при поддержке управления по делам молодежи администрации г. Владивостока, Дальневосточного федерального университета, Приморского краевого общественного благотворительного фонда культуры, компании «Ростелеком» и арт-бюро Double hills.

Мероприятие не предусматривало продажу и распространение алкогольной продукции.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>