Персональная выставка Тани Нельминой «Грезы» (18+) проходит во владивостокской галерее современного искусства «Арка». Она продлится до 22 апреля. Вход свободный, информирует «Тихоокеанская Россия».
Посмотреть видео с вернисажа можно здесь.
Ключевая роль средств массовой информации и новых медиа в становлении общества и индивида в контексте идеи модернистского прогресса с его поступательным развитием стала для владивостокской художницы Тани Нельминой трамплином для первой персональной выставки в галерее «Арка». Художница исследует специфику поколения миллениалов-«кидалтов» (от англ. «kidalt = kid+adult» – «детский взрослый» или «взрослый ребенок») и выносит на повестку вопрос о том, что значит быть взрослым, и какова цена отказа от взросления в современном обществе, туго стянутом стереотипами.
Инфантилизм, свойственный «кидалтам», по мнению автора, является попыткой уклониться от идеи вечного прогресса и избежать политики подавления сопротивления педагогическими общественными институтами (школой, больницей, армией, санаторием), которые французский философ Мишель Фуко считал кузницами биополитики.
Инфантилизм избегает всяческой однозначности и регулирующих правил и находит убежище в грёзах: сновидениях, фантазиях, видениях в состоянии бреда и полусна. Грёзы становятся излюбленной практикой эскапизма для целого общества. При этом концепция Джозефа Кэмпбелла о Мономифе и универсальном Пути героя трансформируется из непосредственного переживания испытаний в наблюдение за чужими испытаниями через экран.
Нельмина использует традиционные детские жанры и медиумы – игрушки, игры, куклы, анимацию – высказываясь, при этом, на взрослые темы. Художница ведет коммуникацию с внутренним ребенком зрителя в обход «сторожа» – взрослого восприятия, в попытке обратиться к более древним, эмоциональным слоям психики.
В её художественной практике происходит постоянное чередование в использовании осязаемых материалов, таких как глина, ткань, крупа, пластик, силикон, и цифровых медиа – графики или видео. Кукольная анимация становится предельным воплощением такого «мерцания» материалов, являясь одновременно максимально рукотворной, «вещественной» и неосязаемой, неуловимой, поддерживая ускользающий эффект просмотра кинофильма. Автор высвечивает сдвиг коммуникационных парадигм в современном мире, размытие границ не только между взрослым и детским, но и между физическим и виртуальным миром, всю иллюзорность нашей реальности.
Метафоры, спрятанные в произведениях художницы, часто собранных из найденных предметов быта, разворачивают проблематику диктатуры, идеологии и пропаганды. Самостоятельная жизнь вещей, упакованных в тотальную инсталляцию, оставляет зрителю свободу прочтения и истолкования. Как с шахматной доской, где на стороне белых вместо короля – пустое место, остальные игроки – ферзи, а на стороне черных – все пешки. Как известно, ферзи могут ходить и рубить фигуры как угодно, а пешка способна совершать шаг размером лишь в одну клетку. Неужели черным фигурам оптимальнее всего вообще не совершать движений? Или же они могут выработать собственные правила игры?
Некоторые работы, такие как маска «заепанды» в размер человеческой головы, созданная задолго до пандемии, несет в себе все тот же освободительный потенциал анонимности, которую можно считать привилегией в эпоху тотальной биополитики. Невозможность слышать и разговаривать в маске «заепанды» – это и реконструкция нейтральной политической позиции, внутренней эмиграции в попытках избежать сложных тем.
«Человек Буддущего» – еще одна аллюзия на мир, трансформированный технологиями, где речевой аппарат редуцируется за ненадобностью, а коммуникация между людьми сводится к мысленному общению друг с другом в грядущую эпоху пост-Интернета.
Детство – одна из наиболее уязвимых территорий, подверженная пропаганде. Для Нельминой это плавильный котел, в котором она смешивает не только культурные, но и социальные, и политические отсылки к современности. Обращение к детству – эмансипирующая и объединяющая практика ухода, порой преднамеренного эскапизма, в зону безопасности. Образы детства, продиктованные новыми медиа, трансформируются художницей через ее собственный визуальный язык, складываясь в уникальных персонажей с собственными чертами характера.
Технологическая, культурная и биологическая революции делали ставки на уникальную роль ребенка и детства как арены становления нового человека. Именно защита интересов ребенка, оберегание детей от сложного контента, особенно если он не соответствует насаждаемым политическим строем нормам, является мотивацией контроля и ограничения средств массовой информации сегодня. Мир идей ребенка регулируется и упорядочивается, и умение взглянуть на него с критической дистанции становится присуще лишь по мере взросления человека. Патерналистское стремление воспитать правильные ценности делает детство пространством конкуренции за различные сценарии будущего – грёзы, и художница предлагает нам свои собственные, пишет куратор выставки Яна Гапоненко.
Краткая биография автора
Таня Нельмина родилась в военном авиагородке в Приморском крае в 1982 году. Выпускница ДВФУ (реклама и связи с общественностью) и магистратуры Ноттингемского университета в г. Нинбо (КНР) (международные культурные коммуникации). Работала в рекламной индустрии, разрабатывая креативные концепции для брендов.
Художественной практикой занимается с 2012 года. Один из известных проектов, вызвавших оживление в СМИ – серия игрушек Tanka Toys, представляющих собой сатиру на современное общество и отдельных его персонажей. В 2018 году присоединилась к Владивостокской школе современного искусства (ВШСИ), участвовала в школьных выставках современного искусства на различных площадках города (музей «Артэтаж», ЦСИ «Заря», казино Tigre de Cristal и др.). В 2019 году прошла в ВШСИ кураторский курс Рике Франк (г. Берлин) «На каких идеях основаны выставки». В настоящее время исследует художественные возможности анимации и работает внештатным сценаристом в «Союзмультфильме».