К 90-летию академика Виктора Ильичёва: «С зари и до зари горенье»

Наследие by .
Своими воспоминаниями об академике Викторе Ивановиче Ильичёве его супруга – Муза Васильевна Ильичёва поделилась с читателями «Вестника Дальневосточного отделения Российской Академии наук» в 2010 году, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс

«Река нашей жизни ведет свое начало со студенческих лет. Мы оба – выпускники Горьковского (ныне Нижегородского) государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Встретились впервые в 1952 г. во время летних каникул. Спортсмены-старшекурсники организовали поход на шестивесельных шлюпках по Оке и Волге, в каждой шлюпке – пять гребцов и девушка-рулевой. Я была в этой компании единственная первокурсница-филолог. Так мы с Виктором Ивановичем оказались в одной лодке…

И плыли вместе 40 лет.

Виктор мне сразу понравился – весёлый, неординарно мыслящий, спортивный (чемпион РСФСР по плаванию!). Мы подружились. Вечерами у костра под ночным небом много пели, читали стихи, беседовали обо всём на свете. У нас обнаружилось много общего, и в том числе любовь к литературе. Виктор прекрасно знал и любил прозу и поэзию, читал наизусть целые главы из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», стихи венгерского поэта Шандора Петефи и, конечно, Пушкина, Лермонтова, Есенина… Он и сам писал стихи. Как тут устоять! Возникло взаимное чувство, и через полтора года мы поженились.

В 1955 году Виктор окончил университет, получил распределение в Акустический институт АН СССР в Москве. У института на Чёрном море, в Сухуми, была экспериментальная база – научная морская станция, и молодому специалисту предложили отправиться туда для работы. Вот так всё удачно сошлось: представилась возможность заниматься любимой акустикой и не менее любимым подводным плаванием. Виктор Иванович, не раздумывая, уезжает на юг. Конечно, молодой жене это не очень понравилось, хотелось быть москвичкой, но что делать – за любимым хоть куда. Мне оставалось учиться два года, и как раз столько же должен был тогда обязательно отработать по распределению молодой специалист. «Есть надежда вернуться в столицу», – думала я. Но не тут-то было – не таков Ильичёв, чтобы бросить начатое дело.

По приезде оказалось, что постоянных сотрудников на станции совсем немного. Несколько деревянных домиков, лодка и причал – вот и всё, что там было. Но Виктору сразу пришлись по душе самостоятельность, отсутствие опеки, понравились и руководители – известные московские учёные Ю.М. Сухаревский, Г.Д. Маложенец, Л.М. Бреховских (впоследствии академик АН СССР). В первый же год работы Ильичёв поступил в аспирантуру Акустического института, и началось его увлечение наукой, которое пересилило все другие.

Это было замечательное время – время хрущевской «оттепели», время романтики, жарких споров «физиков» и «лириков». На станцию приезжали новые специалисты из МГУ, МФТИ, ЛГУ – талантливая молодёжь, жаждавшая самостоятельной работы. Постепенно создавался коллектив единомышленников, формировался вкус к научной работе. В русло исследований втягивались все сотрудники, начиная с техников и лаборантов. Станция стала расти и развиваться как самостоятельное научное подразделение Акустического института. В 1961 году Ильичёв был назначен её руководителем.

Коллеги сразу признали Виктора Ивановича как лидера, хотя он был ещё очень молод, ему не исполнилось и 30 лет. Он стал душой коллектива, его вожаком, «локомотивом».

Конечно, много трудились, но и отдыхали весело и интересно: ходили в горы, покоряли ледники и вершины, дружно встречали праздники, и опять не обходилось без песен и стихов. Пели Окуджаву, Ю.Кима, Никитиных, спорили о Б.Ахмадулиной, А.Вознесенском, В.Высоцком. Увлекались театром, и когда бывали в командировках в Москве, старались попасть на спектакли «Таганки» и «Современника». (Уже будучи на Дальнем Востоке, мы поддерживали дружбу с Г.Волчек, актеры «Современника» были нашими гостями на острове Попова.) Рождались дети, у нас с Виктором Ивановичем их двое – сын и дочь.

В это время на станции начались широкомасштабные работы по гидроакустике и гидрофизике в интересах обороны страны. И здесь вновь отчётливо проявились выдающиеся способности Виктора Ивановича как организатора науки и неутомимого исследователя.

В это время он начал создание своей многочисленной научной школы. Защищены диссертации – в 1965 году кандидатская, в 1972 – докторская. Сухумская научная морская станция к этому времени стала филиалом Акустического института, превратившись в мощный центр гидроакустических исследований. Постановлением Правительства СФАИ АН СССР был определён головной в стране научной организацией по проблеме гидроакустической классификации.

Именно поэтому один из учителей Виктора Ивановича, академик Л.М.Бреховских, руководивший Отделением океанологии, физики атмосферы и географии, в 1974 году предложил ему возглавить вновь созданный Институт океанологии на Дальнем Востоке.

Наука здесь переживала бурное развитие, это было увлекательно и интересно. И хотя задача была не из лёгких – поначалу у института даже не было своего здания, ютились в комнатах жилого многоквартирного дома – это не испугало Ильичёва. Он пригласил известных учёных из Москвы, Ленинграда, Калининграда, учеников и соратников из Сухуми. Это были уже состоявшиеся в своей области науки учёные, которые верили Виктору Ивановичу и поддержали его. Так постепенно сформировался работоспособный, талантливый, высококвалифицированный коллектив.

Институт развивался быстро и динамично, в нём собрались специалисты разных научных направлений: океанологи, геологи, географы, акустики, гидрофизики и др. Со всеми нужно было ладить, всем находить интересную и перспективную работу. Виктор Иванович умел это делать. Создавались новые направления в изучении океана, в том числе комплексные геофизические, гидрохимические и гидробиологические исследования водных масс океанов и морей, их физических полей, отдельных характеристик; изучение геологии, геофизики и геохимии Тихого океана; разработка новых методов и создание технических средств исследования океана и атмосферы, развитие и применение дистанционных методов, создание и анализ баз океанологических данных. Было создано восемь отделов, которые сохранились до сих пор: общей океанологии, физики океана и атмосферы, геохимии и экологии океана…

Виктор Иванович отличался поразительной работоспособностью, не раз возглавлял экспедиции на научных судах. Его стараниями у института появился свой научно-исследовательский флот – суда «Академик Несмеянов» и «Академик Виноградов». Это было настоящее счастье.

Нужно сказать, когда Виктор Иванович начинал вникать в новые для него направления исследований, он очень быстро достигал глубин знаний в них. В первые годы существования ТОИ среди специалистов преобладали геологи, и многие с сомнением встретили нового руководителя – физика, акустика, гидролога. Но вскоре признали его, потому что, по словам работавшего тогда в институте к.г.-м.н. Ю.С.Липкина, «с ним можно на равных говорить о проблемах нашей науки». Сотрудники помнят своего директора как человека чуткого, доброго, готового выслушать каждого, вникнуть в его проблемы, научные интересы, помочь своими знаниями, словом и делом.

В 1976 году Виктор Иванович был избран членом-корреспондентом, в 1981 – действительным членом АН СССР. Он считал, что наука на Дальнем Востоке к этому времени достаточно «окрепла», чтобы быть более самостоятельной, и начал работать в этом направлении, считая необходимым преобразование Дальневосточного научного центра в Отделение АН СССР. С 1986 по 1990 год В.И.Ильичёв возглавлял Президиум Дальневосточного отделения АН СССР, в 1987–1990 гг. избирался вице-президентом АН СССР.
Он возглавлял Океанографическую комиссию ДВО РАН, был председателем Комитета «Морские науки» Тихоокеанской научной ассоциации, членом Совета по гидрофизике РАН, а когда в 1990 голду начали создавать общественные академии, стал членом Академии технологических наук, Российской академии инженерных наук, Академии науки и культуры. В 1990-е годы, когда возникли проблемы с финансированием научных исследований, он верил в то, что наступят лучшие времена, ведь наука – будущее любого государства, и это неизбежно должны понять и наше правительство, и отечественные предприниматели.

Имя В.И.Ильичёва было широко известно не только в российских научных кругах, но и в мировой океанологии. Его широкий кругозор, эрудиция, увлеченность всем новым и интересным привели к встрече с А.И.Солженицыным, который, начав своё возвращение на Родину с Владивостока, пожелал встретиться с Виктором Ивановичем. На эту встречу, прошедшую на экспериментальной базе ТОИ на острове Попова, Ильичёв пригласил многих учёных института, своих учеников. Состоялась многочасовая беседа о проблемах 1990-х, о перспективах, в которые верили эти два неравнодушных к жизни своей страны человека.

Много можно рассказать о Викторе Ивановиче Ильичёве – организаторе науки, учёном и просто интересном человеке, замечательном муже и отце. Выросший в очень дружной, сплочённой семье, он и в собственной создавал и поддерживал прекрасную атмосферу любви и дружбы. Алёша, сын, когда был школьником, любил повторять: «Мама, как у нас хорошо! Как я люблю быть дома!» Воспоминания об этом и сейчас согревают мне душу.
И никогда отец не давил на детей, в том числе в плане выбора профессии. Маша продолжила семейную «медицинскую линию»: её прадед Алексей Егорович (в его честь назван наш сын) работал сельским фельдшером, прожил до 90 лет, был очень хорошим, добрым человеком. И сестра Виктора Ивановича тоже врач, при этом пишет замечательные стихи, к которым пришла уже в зрелом возрасте. А вот Алёша с самого начала, с детства, проявлял склонность к гуманитарным наукам. Если сочинение в школе – то целая тетрадь! Как и Маша, занимался музыкой. А в 9 классе его даже направили от Приморского края на празднование 100-летия Л.Н.Толстого в Ясную Поляну. Правда, Виктор Иванович выбор Алексея не сразу принял. Говорил ему: «Ну что ты будешь делать с дипломом филолога? Станешь школьным учителем – и всё?» Сейчас Алексей Викторович Ильичёв – доктор филологических наук, работает в Санкт-Петербурге. В книге, посвящённой памяти отца, он написал: «И твой уход явил пред нами / Последнюю загадку бытия. / Прозрели вдруг отверстыми очами: / Лишь духом держится семья».
Мы, родные и близкие Виктора Ивановича, храним память о любимом человеке, рядом с которым прошли лучшие, незабываемые годы жизни. Его помнят и чтут в родном институте, с 1999 года носящем имя своего руководителя. Здесь создан мемориальный музей академика В.И.Ильичёва, с 2005 года в Дальневосточном отделении Российской Академии наук присуждается премия его имени за работы в области океанологии. Я благодарна Президиуму ДВО РАН, дирекции и сотрудникам Тихоокеанского океанологического института имени Виктора Ивановича Ильичёва за эту память. В мае 2007 года в ТОИ прошла конференция, посвящённая 75-летию Виктора Ивановича, на которой было представлено более 80 докладов. На рубеже 2009–2010 годов в музее им. В.К.Арсеньева прошла выставка «Эпоха Ильичёва», посвящённая его жизни и работе. Жизни, о которой лучше всего сказал сам Виктор Иванович:
Да! В жизни нашей есть
С зари и до зари горенье!
В нём день пройдёт, в нём жизнь пройдёт.
Всему ж итог – сомненье.

Муза ИЛЬИЧЁВА,
заведующая Мемориальным музеем В.И.Ильичева ТОИ ДВО РАН

Источник: «С зари и до зари горенье», Вестник ДВО РАН, №6. 2010

https://www.poi.dvo.ru/sites/default/files/Documents/AboutArticles/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B5.pdf

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.