
Одним из лучших «певцов» среди …исполинов моря специалисты считают гренландских, или полярных китов. Совсем недавно самыми виртуозными певцами считались горбатые и синие киты. Но несколько лет назад во время океанографических работ в проливе Фрама у архипелага Шпицберген установили гидроакустические буи (акустические гидрофоны). И оказалось, что, во-первых, в проливе собираются гренландские киты. Их никто не ожидал там встретить, и вообще считали почти исчезнувшими. Вместо предполагаемых ранее 60 насчитали около 300 особей! Хотя несколько веков назад тысячи гренландских китов населяли океан, и 300 китов – это очень, очень мало, хотя остаётся надежда, что гренландские киты выживут. Во-вторых, шпицбергенские «гренландцы» поют. Всю полярную зиму они просто не замолкаю, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Китовые песни длятся в течение всех трёх сезонов полярной ночи: в «вечной темноте» ноября-января под сполохами полярных сияний, в февральское «голубое время», когда солнце начинает появляться над горизонтом, и в дни «зимы света», когда в марте окончательно возвращается солнце, а к середине апреля начинается полярный день. Пик выступлений «гренландцев» приходится на самый холодный период – февраль. И эти певцы вполне могут дать фору в вокале своим горбатым сородичам.
Учёные Вашингтонского университета выяснили, что песни гренландских китов очень похожи на джаз, тогда как горбатые киты более склонны к «классике». В репертуаре «гренландцев» насчитали до 184 песен – музыкальных тем. Но ни одна из них никогда не повторяется – киты каждый раз исполняют импровизацию.
Почему поют киты? В зимний период, с ноября по апрель, они подыскивают партнёра. А удары хвостами и выпрыгивания из воды, по предположениям учёных, тоже могут иметь сигнальное значение – ещё один способ коммуникации, в дополнение к пению.
Гренландские киты достигают половой зрелости к 23-25 годам, спариваются зимой, выбрав партнёра по песням. Самки вынашивают детёнышей 13-14 месяцев, а в апреле-июне малыши приходят в мир. Интересно, что зародыши «гренландца» – зубастики: на верхней и нижней челюсти у них закладываются зубы, но потом они растворяются, и на верхней челюсти начинается образование кератиновых пластин китового уса.
Юные «гренландцы» очень самостоятельные – недаром это полярные киты. Самка вскармливает их всего около 10 месяцев, а затем оставляет и уходит отдыхать, чтобы через год-два вновь заняться производством потомства. Для сравнения, белухи кормят детенышей молоком порой до двух лет. Детки же гренландского кита к осени своего первого года жизни уже отправляются в свободное плавание. Рождаясь длиной в 4-4,5 метра и весом около тонны, они во время кормления интенсивно растут и к моменту расставания с мамой удваиваются в длине – во взрослую жизнь вплывает 8- или 9-метровый «малыш».
В последующие 4 года у гренландского кита в основном растёт голова и китовый ус, а общая длина тела существенно не увеличивается. Рост китового уса необходим для эффективной фильтрации воды, чтобы юный кит получал достаточное количество пищи. Ведь «гренландцы» питаются в основном крошечными рачками-эвфаузиидами и копеподами, размером до полусантиметра. Кит идёт по океану на большой скорости с открытым огромным ртом, прогоняя через него сотни тонн воды с планктоном, китовый ус висит во рту, как занавеска, и задерживает планктон, который запутывается в бахроме и таким образом достаётся киту в качестве пищи.
Взрослый кит потребляет до двух тонн рачков в день, но и юным особям, чтобы вырасти и выжить, необходимо хорошо кушать. А у только что выкормленных китят усы короткие – их кормила мама, и им не нужно было самим искать пропитание. Чтобы поскорее вырос этот ус, и кит смог наедаться вдоволь, организм детеныша использует резервы кальция, накопленные в костях за период молочного вскармливания. И к пятому году жизни кита кости его (по крайней мере, рёбра) теряют до 40 % веса, потому что все силы организма идут на рост головы и китового уса, этого большого аппарата питания. Кстати, «гренландцы» – абсолютные чемпионы по длине уса. С левой и правой стороны верхней челюсти полярного кита свисает около 300 пластин уса длиной более 4 метров!
Ещё одна удивительная способность гренландских китов – обоняние! С этим органом чувств у представителей отряда китообразных дело обстоит плохо. У них попросту нет обонятельной луковицы. У гренландских китов она есть! Биологи выяснили, что китобои Аляски не жгут костры на льду, когда караулят китов. Из поколения в поколение передаётся знание, что киты отворачивают от кромки, учуяв дым. Учёные обследовали «гренландцев» и нашли у них обонятельный нерв и эти самые луковицы. Похоже, что гренландские киты – не только подводные жители. Для них важно и то, что несёт с собой воздух. Это может быть и запах кормовых скоплений, в частности — рачков – хорошо выраженный, сильный, по которому ищут пищу некоторые морские птицы.
Еще больше тайн
Это лишь малая часть удивительных тайн и особенностей гренландских китов. Но их очень мало – за последние 200 лет жестокого китобойного промысла этот вид чуть не уничтожили полностью, – живут они уединенно, и наблюдать их очень сложно.
В морях России обитает три популяции гренландских китов: берингово-чукотская, шпицбергенская и охотоморская. Последняя – самая малочисленная и очень интересная. Охотоморские «гренландцы» самые южные из полярных китов – живут в очень южных для этого вида, далёких от Арктики, но таких же холодных водах Охотского моря и все 100-200 лет своей жизни проводят в его акватории. Другие популяции активно мигрируют и могут выбираться в «заграничные» путешествия, охотоморцы же никогда не покидают пределов России. Эта популяция почти истреблена, в ней осталось не более 300-400 особей, в Красной книге России она имеет наивысший природоохранный приоритет, входит в национальный перечень видов, требующих первоочередных природоохранных мер. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) внес её в категорию находящихся под угрозой исчезновения.
«Гренландцы» Охотского моря исчезают. А между тем, именно они могут рассказать нам много важного о себе и о полярных китах в целом. Каждый летний сезон многие взрослые особи популяции устремляются в бухту Врангеля – место самого крупного и устойчивого летнего скопления гренландских китов в Охотском море. Там их можно наблюдать и изучить, чтобы сохранить для планеты китовые тайны и самих гренландских китов.
Как защитить «гренландцев»
Всемирный фонд дикой природы — WWF России реализует новый проект по изучению и сохранению охотоморской популяции гренландских китов: фотоидентификацию – современный, универсальный, безопасный для китов метод. Все лето членам научной экспедиции в составе четырёх человек предстоит вести наблюдение за жизнью полярных китов в бухте Врангеля: визуально с берега, с лодки и сапа, фото- и видео – с дрона. Учёные идентифицируют китов по фотоснимкам и видеозаписям, соберут информацию по каждой особи, исследуют их привычки, реакции, особенности поведения.
В результате проекта защитники природы планируют:
• собрать фото- и видеоматериалы, создать фотокаталог особей гренландского кита, посещающих бухту Врангеля;
• получить и объединить с материалами фотокаталога сведения по возрастной структуре и упитанности полярных китов из группировки в бухте Врангеля;
• разработать на основе анализа собранных данных предложения по сохранению гренландских китов для новой природоохранной стратегии WWF России.
Чтобы выполнить проект по изучению и сохранению самой маленькой российской популяции гренландского кита в Охотском море, WWF России нужно собрать 2 миллиона 296 тысяч рублей.
Всемирный фонд дикой природы обращается к жителям России: «Помогите нам изучить полярных китов в Охотском море – чтобы они остались жить на планете Земля!»