
Кандидата географических наук Ивана Сергеевича Арзамасцева в научном сообществе Владивостока, да и не только краевого центра Приморью, хорошо знают, пишет портал «О науке, высшей школе, жизни учёных на Дальнем Востоке». Свою научную деятельность он начинал с работы в лаборатории тропических морей Института биологии моря ещё Дальневосточного научного центра Академии наук СССР (ДВНЦ АН СССР), затем трудился в лаборатории подводных ландшафтов Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР – ДВО РАН. Материалы для своих исследований собирал в многочисленных экспедициях Академии наук в Тихом и Индийском океанах, а также в морях, омывающих Россию. Автор многих монографий, научных статей и научно-популярных публикаций. Недавно выпустил новую книгу. Но вот уже несколько лет он с женой Ольгой живёт в Таиланде, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В стране жаркого солнца и тёплого моря Арзамасцев с присущей ему хозяйственностью построил дом, вдвоём с супругой они уютно, как когда-то в Перевозной Хасанского района Приморья, обустроили быт, и сейчас имеют время и возможности заниматься любимыми делами, будь забота о внуках, которых дочь Саша отправляет им на длинные летние каникулы, или многочисленные работы по содержанию дома и уходу за цветущими деревьями и кустарниками, или изготовление всевозможных поделок… Благо, что мир интернета предоставил массу возможностей развиваться по интересам, и они активно и азартно этим пользуются.
Но главное увлечение Ивана Сергеевича, как и в годы работы в институте, – написание, правда, в последнее время больше научно-популярных, произведений по разнообразию подводного мира тёплых морей и опасностей, которые таят в себе тропические обитатели, о природоведении Таиланда и особенностях природных явлений в Приморье…
При отъезде в Таиланд, Иван Сергеевич, пройдясь по коридорам и кабинетам родного НИИ, запечатлел лица сотрудников Тихоокеанского института географии ДВО РАН, улыбчивые фотографии которых увёз с собой. Все эти годы его связь с коллегами не прерывалась: кто-то из них успел побывать у него в гостях, но в основном радовало повсеместно принятое общение по электронной почте. В институте прекрасно помнят своего коллегу – признанного учёного и надёжного профессионала-подводника, знатока морских ландшафтов и ихтиофауны, бессменного в годы работы в ТИГ ДВО РАН сценариста Дней географа и других праздников, автора как серьёзных научных трудов, так и целого ряда интересных рассказов из экспедиционной жизни, написанных хорошим слогом, живо, с юмором…
– Иван Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о своих научных интересах и достижениях. Какие люди и события повлияли на вашу жизнь?
– Главное моё достижение и главный человек в моей жизни – это, конечно, моя жена Оля. Мы поженились в Ленинграде студентами и вот уже сорок семь лет вместе, сумев не разбить нашу семейную лодку о быт. И если я – это стоячий и бегучий такелаж, то Оля – это корпус нашего судна и киль, который обеспечивает прочность и устойчивость в жизни.
О достижениях в науке… Правильнее рассказать о людях, благодаря которым моя жизнь сложилась именно таким образом. И без которых всё пошло бы не так и по-другому. В 1966 году, в восьмом классе, на меня сильнейшее воздействие оказали книги и фильм Жака Ива Кусто. Я решил, что буду исследователем океана и подводником. Четырнадцатитилетним пацаном пришёл в водолазную школу ДОСААФ, где занялся подводным спортом. Куда идти учиться после окончания школы – вопроса не возникло. Только в Ленинградский гидрометеорологический институт, чтобы стать океанологом. Окончил школу с серебряной медалью, поступил в институт, куда конкурс был как в театральный вуз – пятнадцать человек на место. А дальше: институт – армия – Институт биологии моря, ИБМ – Тихоокеанский институт географии, ТИГ – Приморрыбпром – ТИГ – пенсия – Таиланд.
В институте все пять лет я «пасся» в лаборатории подводных исследований, где моими наставниками, скорее, даже старшими товарищами, были Валентин Беззаботнов, Женя Савченко, Александр Макаревич и Коля Немцев. Все они были гидронавтами, строившими и обживавшими подводные обитаемые дома «Садко 1,2,3». Я «оморячился» во многих экспедициях и учился у них работать в команде и под водой. В 1972 году Виктор Кашенко, первый начальник биостанции «Восток» Института биологииморя, пригласил меня, студента четвёртого курса, составить схему течений залива Восток. Я приехал на лето и сделал эту работу. Алексей Викторович Жирмунский запомнил меня и, когда я, спустя три года после армии, написал ему письмо с просьбой принять на работу, пригласил в ИБМ. Здесь я попал в лабораторию тропических морей к Борису Владимировичу Преображенскому. Мне несказанно повезло! Здесь сбылись все мои самые заветные мечты. Я обнырял самые знаменитые в мире коралловые рифы, побывал в десятках экзотических стран и исследовал практически всё дно побережья Приморского края.
Потом возникли разногласия между Жирмунским и Преображенским, и наша лаборатория почти в полном составе перекочевала в Тихоокеанский институт географии, где мы стали лабораторией подводных ландшафтов. По этой теме я и защитил диссертацию.
Составил несколько атласов, принимал участие в разработке теории и методов подводной ландшафтной съёмки, составил с Преображенским систему жизненных форм рифостроящих кораллов, написал несколько книжек и много чего… Только «я» нужно было бы взять в кавычки. Все достижения – результат деятельности большого и очень работоспособного механизма – нашей лаборатории. Борис Владимирович поштучно собрал нас в одном месте, настроил на решение интересных задач, обеспечил наше функционирование и финансирование и с огромным удовольствием сам принял участие в этом увлекательном процессе.
– Как вы с соратниками пережили сложное перестроечное время девяностых годов?
– С приходом перестройки наша экспедиционная деятельность схлопнулась, заработка в Академии на жизнь стало не хватать, и возникла необходимость подрабатывать где-то на стороне. Именно в это время я получил приглашение от Олега Петровича Тена поработать в Приморрыбпроме. До этого он вдохновенно строил «Город солнца» в Глазковке на севере Приморского края. Сотни молодых людей с семьями и без со всей страны съезжались туда, чтобы развивать новую для нас отрасль – марикультуру. Был построен молодёжный посёлок, возведены береговые сооружения, построены в море плантации по выращиванию морской капусты. Жизнь кипела, но в силу ряда обстоятельств к настоящему времени там – полная разруха и запустение.
А тогда в девяностых ещё были планы вдохнуть новую жизнь в прибрежное рыболовство и марикультуру. Вот для этого он меня и пригласил. Мы создали ООО с громким названием «Институт аквакультуры Приморья», пригласили на работу бедствующих в ту пору специалистов из ИБМ и ТИГа. Мы картировали скопления перспективных к промыслу беспозвоночных, которых ещё не добывали, но с открытием границ появилась возможность их экспорта. Построили цех по выращиванию рассады морской капусты, готовились к освоению китайской технологии выращивания молоди трепанга, собирались… Но тут началась пора передела собственности в Приморье. На Тэна было совершено два покушения, в результате которых погибли невинные люди, а он был вынужден уехать за границу. Наша деятельность автоматически свернулась с исчезновением источника финансирования. И вот я вновь в Тихоокеанском институте географии. Но, как написано у Гераклида: «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Здоровье полностью исключило возможность профессиональной работы под водой. Я ещё ставил эксперименты над своим организмом, пытаясь продолжить нырять, но закончилось это плохо, и мне пришлось смириться. Нужно было менять сферу деятельности.
Анатолий Николаевич Качур предложил мне поработать над новой, модной и широко распространённой за границей темой – «комплексное управление прибрежными зонами». Это было очень здорово! Интересно, ново и очень востребовано в международном научном сообществе. Статьи, монографии, конференции, симпозиумы – жизнь удалась! Но мне по прошествии нескольких лет стало очень скучно. Понимаете, все эти научные разработки ведутся для правильной и рациональной организации хозяйственной деятельности в прибрежной зоне. Но, как бы это сказать, чтоб никого не обидеть… Вот есть у вас компьютер, в котором хранится множество хороших идей, предложений, планов и программ. И всё это, по вашему мнению, очень полезно для развития страны. Вы бежите к «стене государства» и с энтузиазмом ищете разъём, чтобы воткнуть туда кабель от своего компьютера и передать очень важную информацию… Но нет такого разъёма на голой стене. Всё, что вы делаете, государству неинтересно и неважно. И как-то я поутих…
А тут, бац – и пенсия, через год – бац – и пенсия у жены. Бац – и сообщение от детей, что в этом году они с внуками не приедут во Владивосток и лучше встретиться в Таиланде… Мы с Олей переглянулись и одновременно приняли революционное решение: уйти с работы на пенсион, продать, что можно и перебраться жить в Таиланд, где мы и обретаемся сейчас уже восемь лет с огромным удовольствием.
Анастасия КУЛИКОВА
Фото из личного архива И.C. АРЗАМАСЦЕВА