Развить регион поможет наука, если она сохранится на Дальнем Востоке
Российская Академия наук готовится встретить своё 300-летие. Образованная по инициативе Петра Великого в декабре 1725 года как государственное учреждение, Академия была призвана обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Сегодня её роль в дальнейшем развитии страны более чем важна и значима, не случайно 2021 объявлен Годом науки и технологий. Для Дальнего Востока научное сопровождение всех планов и концепций по обустройству макрорегиона, их экспертная оценка архи необходимы. Выполнять их поручено учёным академических институтов, ранее, до начала активного реформирования отечественной науки, входивших в структуру Дальневосточного отделения Российской Академии наук, ДВО РАН. Не так давно во Владивостоке прошло ежегодное Общее собрание ДВО РАН, на котором его участники подвели итоги работы за минувший год, обсудили планы на будущее и обозначили проблемы, грозящие критическим отставанием страны от лидеров научного прогресса, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко напомнил основные направления научных исследований, ведущихся дальневосточными учёными. Это изучение Мирового океана, биоразнообразия и биоресурсов суши, новых функциональных материалов, это фотоника и лазерная физика, физика наноматериалов, разработка океанологических приборов и робототехнических систем, это исследования в области физико-химической биологии, биотехнологии и генной инженерии клеток, проблемы регионального развития и международного сотрудничества и некоторые другие.
У фундаментальной науки и проблемы такого же порядка…
Академик Сергиенко остановился и на проблемах, способных оказать негативное влияние на работу дальневосточных учёных. Так, практически не растут объёмы морских экспедиционных работ институтов ДВО РАН, тогда как одной из главных задач Дальневосточного отделения Академии наук изначально ставилось изучение Мирового океана. Но в 2020 году дальневосточными учёными проведено на две экспедиции меньше, чем в 2019, а общая продолжительность экспедиций снизилась на 68 судосуток.
Большой проблемой назвал Валентин Сергиенко старение материально-технической базы академических НИИ. Минобрануки реализует федеральный проект «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука».
«Но это для институтов первой категории. А что делать остальным, как им дотягиваться до «ведущих организаций»? Как принято говорить высококлассное оборудование порождает высококлассные результаты», – заметил академик Сергиенко.
Кадры решают всё
Важнейшей проблемой назвал руководитель Дальневосточного отделения РАН подготовку научной смены. Он подчеркнул, что в 2020 году в научных учреждениях ДВО РАН из зарегистрированных 17диссертационных советов защиты прошли только в 12. Защищены две докторские и 23 кандидатские диссертации.
«Падение числа защит кандидатских диссертаций – прямое следствие неблагополучного положения дел с академической аспирантурой. Так, если в прошлые годы аспирантура была действительно кузницей кадров высшей квалификации, то сейчас её роль в этом существенно уменьшилась, что не замедлило сказаться на динамике защит», – подчеркнул академик, отметив, что проблема подготовки научной смены крайне негативно сказывается на качественном составе кадрового резерва и кадрового состава директорского корпуса. Так, из 34 руководителей институтов утверждены 22, а двенадцать временно исполняли свои обязанности, причём некоторые не по одному году. Из всех директоров институтов только девять учёных являются членами РАН, что составляет 26,5 процентов от общего числа руководителей. Ещё у десяти директоров докторская степень, а четырнадцать руководителей пока лишь кандидаты наук и один не имеет учёной степени.
Вообще число специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук в академических учреждениях Дальнего Востока снижается, впервые с середины 1990-х годов. Так, число докторов по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 74 человека, кандидатов — на 157 человек, составив соответственно 393 и 1383 человека.
В погоне за галочками…
Также В.И. Сергиенко обратил внимание коллег на наличие мелкотемья, повторение уже достигнутых результатов, «обёрнутых» в новое название для получения хоть каких-нибудь результатов: «Лишь бы их опубликовать и достигнуть желанных «показателей».
Порой в дальневосточных вузах встречается дублирование результатов академических НИИ, причём теми же учёными, которые их получили в институте.
«Не стало значимых новых прикладных работ. Взять, например, известный своими разработками мирового уровня Институт проблем морских технологий ДВО РАН. Из-за разного сорта неурядиц институт практически прекратил создание новых образцов подводной робототехники», – с сожалением заметил академик Валентин Сергиенко.
«В погоне за палочками и галочками, за количеством публикаций мы теряем дар генерации новых идей. Зачастую мы раз за разом перелицовываем уже заношенные пиджаки, полагая протянуть в них ещё какое-то время, хотя настоящая наука стремительно уходит вперёд», – подчеркнул Валентин Сергиенко.
Притихоокеанский регион опять остался вдалеке
Говоря о региональных проблемам развития науки, руководитель Дальневосточного отделения РАН указал на не завершённое на Дальнем Востоке формирование сбалансированного научно-образовательного комплекса, удовлетворяющего современным вызовам и потребностям социально-экономического развития региона.
«С середины восьмидесятых годов не создан ни один новый научно-исследовательский институт, хотя в то же время на Дальнем Востоке произошли значительные трансформации в производственном комплексе. Многократно выросли мощности нефтегазового, транспортно-логистического, рыбодобывающего, судостроительного и авиационного комплексов. Предложения, сформировавшиеся внутри академической системы по этому вопросу, либо остались не услышанными, либо не рассматривались должным образом в органах власти», – констатировал академик.
«До научных учреждений дальневосточного региона доходит крайне мало финансовых средств. Так, в расчёте на десять тысяч занятого населения финансирование науки в стране составляет сто пятьдесят девять миллионов рублей, в Центральном федеральном округе эта цифра выше – двести семьдесят два миллиона, а в Дальневосточном федеральном округе – только сорок пять миллионов рублей, то есть в три с половиной раза меньше, чем в целом по стране и в шесть раз меньше, чем в Центральном федеральном округе. В структуре расходов академических институтов удельный вес фонда оплаты труда достигает восьмидесяти пяти-девяноста процентов. Острый недостаток в научно-исследовательском флоте. В начале двухтысячных годов в ДВО РАН в распоряжении учёных имелось шесть научных судов, сегодня – два. Средний их возраст превышает тридцать-тридцать пять лет. Капитальное строительство. С начала нулевых годов в регионе не построено ни одного здания для учреждений науки. Капитальный ремонт идёт очень медленно. В то же время ощущается давление на академические институты в отношении занимаемых ими помещений. Социальная сфера. С середины девяностых годов в регионе не сдано ни одного квадратного метра для жилых и социально-культурных объектов для учреждений науки. Для примера приведу печально известный ЖСК «Остров» для научных сотрудников академических институтов Владивостока и преподавателей Дальневосточного федерального университета, созданный в 2012 году. Несмотря на то, что патроном ЖСК выступал Игорь Шувалов – первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, до сих пор не сдан ни один объект, а учёные ДВО РАН и профессорско-преподавательский состав ДВФУ обоснованно считают себя обманутыми дольщиками. Оплата труда. Существует большое различие в заработной плате учёных в центральных районах страны и на Дальнем Востоке. Ставшая достоянием общественности ситуация с оплатой труда учёных в Сибирском отделении РАН, к сожалению, типичная. На недопустимо низком уровне находится оплата труда инженерно-технического персонала, занятого научными исследованиями. В современной науке, насыщенной сложнейшим и дорогостоящим оборудованием, роль инженерно-технических специалистов нельзя переоценить. И этот труд нужно достойно оплачивать, если мы хотим прорывных технологий.
Особо хочется выделить одну из ключевых категорий работников академических учреждений – заведующих лабораторий. По странному стечению обстоятельств их вывели из разряда научных сотрудников, хотя именно под них эти лаборатории часто создаются, и учёные, занимающие эту позицию, являются лидерами научного подразделения. Но на них не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации по оплате труда научных сотрудников».
Дождутся ли дальневосточные учёные системной поддержки
Как отметил академик Сергиенко, решение проблем развития науки в Дальневосточном регионе нуждается в системной поддержке: «Следует довести финансирование науки до общероссийского уровня, кардинально обновить приборную базу, построить для региона несколько научных судов, начать строительство жилья для учёных, особенно в центрах её сосредоточения: Приморский, Хабаровский край, Амурская, Магаданская и Сахалинская области».
К настоящему времени на Дальнем Востоке сложился научный комплекс мирового уровня, авторитетно отметил академик Валентин Сергиенко. Он способен существенным образом влиять на ход социально-экономических преобразований как в регионе, так и в стране. Только следует приложить все усилия для его сохранения и дальнейшего развития, подчеркнул руководитель Дальневосточного отделения РАН и вице-президент Российской Академии наук.
В итоге Общее собрание Дальневосточного отделения РАН приняло постановление, в котором обозначены основные задачи. Среди них указано на необходимость активизации деятельности членов РАН, состоящих в Дальневосточном отделении РАН, по усилению позиции ДВО РАН как основного координатора науки и интеллектуального центра на территории Дальневосточного региона; активное участие в подготовке кадров для науки, дальнейшее развитие тесного сотрудничества с вузами региона, опорными (базовыми) школами РАН на территории Дальнего Востока; популяризацию научных достижений дальневосточных учёных с связи с проведением в 2021 году в Российской Федерации «Года науки и технологий»; использование возможностей Дома учёных ДВО РАН, печатных и электронных средств массовой информации для консолидации научного сообщества региона с целью дальнейшего развития науки и технологий в Дальневосточном федеральном округе.