

В ночь с 1 на 2 марта 1969 года в Приморском крае около 300 китайский военных по льду реки Уссури скрытно перешли государственную границу Союза Советских Социалистических Республик и заняли замаскированные позиции на западной оконечности острова Даманский. В это время в СССР проходили военные учения, в которых были задействованы в том числе и военнослужащие погранзастав. На участке границы оставалось 2 солдата в карауле. Движение китайцев они не заметили, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Примерно в 10:40 с китайской территории на Даманский выдвинулось ещё 30 вооружённых человек. Это движение было замечено. Пограничная застава была поднята в ружьё. На Даманский отправили 13 человек во главе с офицерами Стрельниковым и Буйневичем. Это движение производилось без разведки и пограничники не знали о приготовленной китайцами засаде.
Вылазки китайцев происходили и раньше, в декабре 1968 и январе 1969 года. Как позже вспоминал генерал-майор Виталий Бубенин, в середине декабря 1968 года 30 китайских военных пересекли границу и, «размахивая оружием, бросились на нас. Несколько наших солдат сразу были оглушены ударами приклада. После этого мы отдали приказ нашим солдатам использовать приклады. Началось настоящее побоище, но противник бежал».
В феврале 1969 наступило затишье, но 2 марта оно закончилось.
Китайцы переходили Уссури скрытно, в белых масхалатах. Им требовалось пройти всего 300 метров. Свои карабины и автоматы они обмотали бинтами, а крепления шомполов залили парафином, чтобы избежать любых звуков. С собой они несли плетёные циновки, чтобы пережить долгую морозную ночь. Позже часть снаряжения станет трофеем советских пограничников и будет продемонстрирована преммме, а вот личных документов китайские разведчики с собой не брали. Общее количество нарушителей границы было определено уже после боя по числу ячеек для стрельбы лёжа – от 304 до 306.
В 11:20 советские пограничники приблизились к китайцам и потребовали покинуть территорию СССР. В ответ был открыт огонь из засады. Погибли все советские пограничники кроме рядового Геннадия Сереброва. В последующем он рассказывал: «Мы разделились на две группы (под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова и под командованием сержанта Владимира Рабовича – прим. ред,) и двигались так, чтобы всегда держать в поле зрения группу начальника заставы. Затем мы увидели китайцев, лежавших на снегу. Они целились в нас. Через мгновение началась стрельба».
Группу Стрельникова расстреляли в упор. Семь советских пограничников погибли в течение нескольких секунд. Рядовому Николаю Петрову за несколько секунд до своей гибели удалось сфотографировать своих убийц.
Находившийся на заставе младший сержант Юрий Бабанский услышал стрельбу и повёл в бой 12 солдат. В этот момент показался БТР-60ПБ старшего лейтенанта Виталия Бубенина, командовавшего заставой «Сопки Кулебякины». Вместе с ним в бой вступили 24 пограничника. С противоположного берега Уссури по ним стали вести миномётный огонь. Тогда Бубенин, взяв с собой четверых бойцов, объехал остров на БТР. Офицер встал в башню к крупнокалиберному пулемёту и повёл огонь. Оказавшийся между китайским берегом и островом бронетранспортер получил повреждения: пулемет заклинило, все колеса были пробиты, а три солдата получили ранения. На одних скатах машина ушла в сторону советского берега.
К этому времени в бой вступили ещё 13 пограничников. Уже дважды раненый Бубенин вновь собрал бойцов и на бронетранспортере Стрельникова атаковал засаду. Не ожидавшие контратаки китайцы побросали своё снаряжение, оружие, боеприпасы и побежали на свой берег.
Расстреляв весь боезапас и погрузив двух раненых, Виталий Бубенин привёл бронетранспортер обратно к берегу, и тут в машину попала противотанковая граната. Все члены экипажа получили осколочные ранения и контузии, но офицер-пограничник, раненый в третий раз, снова отправился на Даманский, чтобы руководить эвакуацией раненных и убитых.
В 11:50 бой был фактически окончен, 31 пограничник погиб, 15 были ранены. Медицинская комиссия констатировала, что 19 человек из групп Стрельникова и Рабовича были зверски убиты в беспомощном состоянии. Самым ужасным фактом стала потеря ефрейтора Павла Акулова, который оказался захвачен в плен. Только в апреле 1969 года его тело со следами жестоких пыток удалось выменять на труп китайского военнослужащего.
Данные о китайских потерях значительно разнятся. Официальные власти КНР предпочитают называть цифру в 20 человек: именно столько могил располагается на мемориальном кладбище в уезде Баоцин. С советской стороны командование Иманского пограничного отряда в официальном отчёте оценило китайские потери в 100 человек.
После боя в тылу пограничников была развёрнута 135-я мотострелковая дивизия с артиллерией и новейшими установками системы залпового огня БМ-21 «Град». На китайском берегу сосредоточились части 201-ого и 202-го пехотных полков Народно-освободительной армии Китая, НОАК общей численностью до пяти тысяч человек.
Развязка наступила 15 марта, когда по китайским военным, захватившим Даманский, был нанесён огневой удар. Впервые в бою был опробован реактивный дивизион установок залпового огня БМ-21 «Град». Огневой налёт продолжался всего десять минут, но этого хватило, чтобы превратить остров в бушующее море огня.
В апреле на Уссури начался ледоход и боевые действия на суше стали невозможными. 11 сентября 1969 года СССР и КНР договорились остановить все враждебные действия и закрепить войска на уже занимаемых ими рубежах. Наши суммарные потери на Даманском за две мартовские недели 1969 года составили 58 человек убитыми и 94 ранеными. Пять человек за эти бои получили звание Героя Советского Союза: полковник Демократ Леонов (посмертно), старший лейтенант Иван Стрельников (посмертно), младший сержант Владимир Орехов (посмертно), старший лейтенант Виталий Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский, остальные награждены орденами и медалями. Китайская сторона потеряла около 900 человек.
События на Даманском стали кульминацией конфликта между Китаем и Советским Союзом. Официальной причиной пограничного столкновения стала демаркация границы, проложенной еще 1860 году. Остров, названный в честь инженера Станислава Даманского, правительство Мао Цзэдуна объявило своим и присвоило ему имя Чжэньбао – «Драгоценный». Впрочем, историки считают, что истинной причиной военного конфликта стала «культурная революция» в Китае, в ходе которой руководству КНР срочно потребовался внешний враг в лице «советских ревизионистов».
Угроза возникновения в марте 1969 года полномасштабной войны между государствами обеспокоила многих. Белый Дом выступил с осуждением советско-китайского конфликта, угрожающего мировой безопасности. Это показало, что США не намерены занимать ничью сторону, и поэтому СССР и Китаю лучше договариваться мирно.
Первые консультации о мире были проведены в начале сентября 1969 года. Переговоры проходили в пекинском аэропорту. Советскую сторону представлял председатель Совета Министров Алексей Косыгин, китайскую — Чжоу Эньлай. Результатом этой встречи стали договоренности, что страны должны вернуться к обсуждению спорных вопросов по границе (напомним, что переговоры были свернуты в 1964 году). После этого стало понятно, что кульминация конфликта пройдена и страны вышли на путь переговоров.
Что касается собственно Даманского, то после 1969 русло Уссури изменилось, протока заилилась, но китайцы провели там земляные работы, и сейчас этот клочок земли больше не остров, а полуостров, ставший после демаркации неотъемлемой частью территории КНР. Это подтверждено международными договорами. На острове функционирует Музей боевой славы НОАК, где по сей день можно ознакомиться с китайской версией пограничного конфликта 1969 года.