
За прохождением этих 11 вагонов корейского бронепоезда по российской колее следил, без преувеличения, весь мир. Председатель Государственного совета КНДР Ким Чен Ын, как его отец и дед, всем другим видам транспорта предпочитает железнодорожный, информирует «Тихоокеанская Россия».
Рассказывают, что любовь к такому способу передвижения привил основателю республики Ким Ир Сену Иосиф Сталин. И даже направил специалистов, чтобы собрать и оборудовать первый состав. Но это – экскурсы и детали. Хотя, и к деталям этой поездки внимание – огромное. Сколько человек охраны сопровождает корейский лимузин номер 1, отведал ли «товарищ Ким» хлеб-соль или оставил каравай без внимания? Фасон шляпы и френч-костюма корейского лидера тоже не оставался без внимания мировых агентств. Северная Корея, действительно, находится не только под военным прицелом, но и под при целом всех мировых СМИ. Это косвенно подтвердил и сам председатель Ким.
«Хочу выразить благодарность, уважаемый господин Президент, за то, что любезно пригласили меня и, несмотря на чрезвычайную занятость, уделили глубокое внимание осуществлению моего визита и преодолели тысячи километров, чтобы прийти сюда из Москвы и встретиться со мной. Также хотел бы сказать, что сейчас ситуация на Корейском полуострове вызывает большой интерес всего мирового сообщества, и надеюсь, что наши переговоры станут важным событием для того, чтобы вместе оценить эту ситуацию, обменяться мнениями по поводу этой ситуации и совместно урегулировать этот вопрос. И надеюсь, что у нас будет содержательный обмен мнениями сегодня»
Ким Чен Ын, председатель Государственного Совета КНДР
Переговоры тет-а-тет с Владимиром Путиным вместо запланированных 50 минут продлились около 2 часов. Естественно, одна из главных тем – денуклеаризация полуострова. Северная Корея, памятуя о печальных примерах Ирака, Ливии, настаивает на пакете всеобъемлющих международных гарантий в обмен на свое разоружение. В этом ее поддерживает и Россия, как один из активных игроков в переговорном процессе.
«Самое главное, и мы сегодня об этом говорили в ходе переговоров, – нужно восстановить силу международного права, вернуться к ситуации, когда международное право, а не кулачное право определяет положение, ситуацию в мире. Если мы этого добьёмся, то это будет первым шагом, важнейшим шагом на пути к разрешению подобных сложных ситуаций, как та, что сложилась на Корейском полуострове. Конечно, что такое денуклеаризация? Это, в известной степени, разоружение Северной Кореи. Разумеется, – и я всё время об этом говорил, могу ещё раз подтвердить, об этом говорит и северокорейская сторона, – Корейской Народно-Демократической Республике нужны гарантии своей безопасности, сохранения суверенитета. Но какие это могут быть гарантии, кроме международно-правовых? Можно подумать, и, наверное, это будет правильно, о международных гарантиях, но они тоже лежат в сфере международного права. Поэтому ничего другого мы здесь не придумаем»
Провал переговоров между КНДР и США – лишнее подтверждение этому тезису, этой позиции России в переговорном процессе. Принцип «утром деньги — вечером стулья» в современной политике уже не работает. Слово дают и забирают его обратно, если конъюнктура меняется. Это доказывает, к примеру, односторонний выход США из «ядерной сделки» с Ираном. Поэтому полагаться на какие-либо единоличные гарантии северо-корейский режим попросту не может.
«Никакой нет другой разумной альтернативы, кроме того, что уже было совместно сформулировано Россией и Китаем – так называемый «двухтрековый» подход. Параллельное и синхронизированное выполнение Северной Кореей своих обязательств по сворачиванию своей ракетно-ядерной программы с одной стороны и постепенное смягчение санкционного режима. Отмена односторонних санкций и смягчение этих санкций, которые, в том числе, и с российским участием вырабатывали в Совете Безопасности ООН. Здесь одна сторона не может действовать в одиночку. Здесь требуется коллективный подход»
Переговорная ситуация по разоружению на Корейском полуострове часто заходит в тупик из-за ситуации, когда две системы начинают, что называется, «играть мускулами», а точнее, на политических нервах друг друга. Мария Захарова обозначила этот «казус» в одном из своих интервью. Когда с обеих сторон «летают ракеты» — дипломаты умолкают.
«Они (ракеты) летают ровно тогда — и я думаю, вы следите за этим регионом, за тем, что там происходит, — и очень синхронно после того, как там проходят соответствующе учения и учения без участия Северной Кореи, а с участием США…. Мы считаем, что ситуацию нельзя улучшить или уж урегулировать тем более, наращивая военный потенциал в регионе, проводя учения, бесконечно заявляя, что объектом этих учений является, например, Северная Корея, которая будет уничтожена или подвергнута каким-то испытаниям или еще чему-то. Это вызывает ответную реакцию. Как у нас говорят…»
Симптоматично, что синхронно с переговорами Путина и Ким Чен Ына во Владивостоке блиц-визит в Южную Корею совершил cекретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Такая согласованность тоже о многом говорит. Сам визит северокорейского лидера, видимо, готовился долго и тщательно. Прорабатывались все детали. Еще осенью прошлого года две Кореи посетила Валентина Матвиенко – переговорщик из высшего разряда, как признают коллеги. Тогда же она поделилась личными впечатлениями от общения с Ким Чен Ыном.
«Одно дело — восприятие человека на телеэкранах, и абсолютно у меня другое ощущение осталось от живого общения с уважаемым Ким Чен Ыном. Живой, с юмором, улыбается, смеется, разговаривает неформально. И в то же время это — человек, который абсолютно владеет предметом, знает до деталей нюансы как двусторонних российско-северокорейских отношений, так и вопросы международной повестки»
На острове Русский никаких официальных документов и деклараций подписано не было. Но то, что переговоры успешны – доказывает реакция других мировых лидеров. Дональд Трамп по итогам российско-корейского саммита призвал, к примеру, ко всеобщему ядерному разоружению.
«Сегодня я видел, как президент [Владимир] Путин в России заявил о том, что рад возможности помогать [США] с [лидером КНДР] Ким Чен Ыном и Северной Кореей. Мы хотим избавиться от ядерного оружия, мы все должны. Россия должна избавиться от него, Китай должен избавиться от него»
Предложение явно популистское, но и его можно рассматривать как вариант попытки нового переговорного процесса. А Ким Чен Ын, после завершения переговоров с Владимиром Путиным, задержался во Владивостоке еще на один день. Рассказывают, что посетил ресторан местных деликатесов, отведал блюда из медведя и кабана. На перроне конечной станции Транссиба долго махал шляпой провожающим. Не улетел, но уехал и обещал вернуться.
Михаил Михайлов, «Вместе-РФ»