Фотографии очень редкого вида рыси удалось получить в заповеднике «Магаданский»

Рысь

Редкие кадры восточносибирской рыси удалось сделать сотруднику заповедника Сергею Подаренко на территории кордона «Халанчига» (Ямский участок заповедника «Магаданский»), информирует «Тихоокеанская Россия».

Отряд: хищные
Семейство: кошачьи
Длина тела: до 130 см, самый крупный подвид рыси.
Высота в холке: 70 см
Вес: самец 18-30 кг, самка до 18 кг.
Продолжительность жизни: в природе до 15 лет, в неволе — дольше.

Распространение: характерный таежный вид, распространенный от Скандинавии до Берингова моря. На Северо-Востоке России ареал рыси не выходит за пределы горно-таежной области. Встречается в лесистых поймах Колымы и ее притоков, долинами рек изредка заходит в тундру. Встречается в бассейне Анадыря и Корякском нагорье, где она появилась в 1930-е гг. и оттуда проникла на Камчатку. В заповеднике «Магаданском» следы рыси отмечались в разные годы на всех участках (кроме Ямских островов) в виде разовых заходов. Наиболее часто и ежегодно следы рыси встречаются на Сеймчанском участке, где для нее существует постоянная кормовая база в виде многочисленного зайца-беляка.

Образ жизни: одиночное животное. При обилии пищи живёт оседло, при недостатке — кочует. Никакая другая кошка не приспособлена так переносить очень низкие температуры, а длинные хорошо опушённые ноги помогают передвигаться по глубокому рыхлому снегу.

Окрас: окраска тела от пепельно-голубой до красно-рыжей. Чаще встречаются особи серые с голубым оттенком, с коричневыми пятнами разной интенсивности по всему телу. Конец хвоста всегда черный, на ушах черные концевые кисточки. Подушки лап и мочка носа розовые. Зимний мех пышный, мягкий и плотный.

Питание: основное — зайцы, также тетеревиные птицы, мелкие грызуны, реже — косули, кабарга, снежные бараны. Жертву выслеживает из засады, догоняет большими прыжками (до 4 м), но преследует не более 80 м.

Размножение: во время гона рыси издают громкие крики, урчание и мяуканье. Беременность до 70 дней. В логове рождается 2-3 рысёнка. Потомство воспитывают оба родителя.

Интересный факт: способна обнаружить небольших животных даже под слоем снега или услышать и увидеть их полной темноте. Рысь широко используется в геральдике, символизируя остроту зрения.

Встреча с рысью в заповеднике «Магаданский», да и во всей Магаданской области – явление редкое. Во второй половине двадцатого века рыси было больше, но сейчас по разным причинам, основная из которых – почти бесконтрольная охота в 90-х годах XX века, эта кошка стала очень редка.

Основной пищей для рыси служит заяц-беляк, дополнительной – птицы и лесные полевки. Численность рыси напрямую зависит от количества зайца-беляка – чем больше зайцев, тем больше вероятность обитания рыси. Поэтому из всех участков заповедника находки следов и встречи самих животных чаще происходят на Сеймчанском участке, где плотность населения зайцев наиболее высока. Здесь с 2000-го года следы заходов рыси отмечались в разные годы (с промежутками от 1 до 5 лет) 16 раз, а в 2014 году госинспектор В.С. Аммосов наблюдал в июле крупного самца рыси, переплывающего Колыму.

Заходы рыси на другие участки заповедника зафиксированы только в 80-е – 90-е годы прошлого века. Тогда рыси однократно или по нескольку раз посещали приохотские кластеры заповедника, очевидно, странствуя в поисках пищи. Даже на п-ве Кони (Ольский участок), казалось бы, в совсем неподходящей для этого лесного зверя местности, в апреле 1991 г. были обнаружены следы рыси, прошедшей вверх по р. Хинджа. На Ямском участке следы рыси отмечались 4 раза в январе-феврале 1989 г. Нынешнее появление рыси на территории кордона «Халанчига» можно отнести к случайным заходам в поиске пропитания, из-за сильной метели. Предыдущая встреча в указанном районе зафиксирована в 1989 году.

На территории Кава-Челомджинского участка рысь обитала еще до образования заповедника в лесах верхнего течения Челомджи, успешно добывалась охотниками, и ее почти не осталось к моменту создания заповедника. Но, все-таки, «свято место пусто не бывает». Зарегистрированные следы на Кава-Челомджинском участке относятся к разным годам (от 1991 до 1998), и есть надежда, что эти кошки продолжают обитать в труднодоступных и пока неисследованных верховьях Челомджи.

Владимир Иванов, научный сотрудник заповедника «Магаданский»

Источник

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.