
Благодаря наблюдениям с дрона специалистам удалось детально рассмотреть технику кормления серых китов, которая ранее была недоступна для наблюдения, информирует «Тихоокеанская Россия».
Механизм фильтрации
Серые киты — единственные среди усатых китов, кто специализируется на донном питании. Воздушная съемка позволила сотрудникам национального парка «Берингия» детально рассмотреть, как это происходит, говорится в релизе нацпарка.
Серый кит опускается на морское дно, поворачивается на правый бок (большинство китов, как и людей, правши — они предпочитают поворачиваться на правый бок при кормлении, что заметно по более изношенному усу с правой стороны) и с помощью быстрого опускания языка создает мощное всасывание, втягивая в пасть донный ил вместе с беспозвоночными. После всплытия кит набирает скорость и совершает резкий разворот против часовой стрелки — это отточенная тысячелетиями техника, при которой поток воды направляется в правую щеку, промывает донный ил, выходящий через усовые пластины, а беспозвоночные остаются во рту. За кормящимся китом тянется характерный шлейф мутной воды — желто-коричневые пятна неопределенной формы.
Короли мелководья
В отличие от других усатых китов, предпочитающих охотиться в толще воды на планктон, серые киты выбрали принципиально иную стратегию. Они превратились в донных «пахарей», специализирующихся на извлечении беспозвоночных из морского грунта.
В национальном парке «Берингия» серые киты часто кормятся вдоль берега всего в 2–5 метрах, что позволяет исследователям наблюдать за ними с близкого расстояния. При этом исполин спокойно относится к происходящему на берегу, к нему даже можно подойти и фотографировать, либо, как это делают учёные, снять процесс кормления с дрона.
На мелководье китам фильтровать грунт проще — не нужно глубоко нырять и подолгу задерживать дыхание. Кит практически постоянно находится у поверхности: профильтровал грунт и тут же дышит. Также мелководья привлекательны для серых китов тем, что там беспозвоночные — черви, моллюски, бокоплавы — из-за лучшего прогрева грунта быстрее размножаются и наращивают биомассу. Это настоящие подводные пастбища для морских гигантов.
Основу питания составляют амфиподы — мелкие рачки, живущие в донных отложениях. В рацион также входят мизидовые креветки, полихеты (морские черви), мелкие моллюски, крабовые личинки и икра сельди. Киты фильтруют добычу через 130–180 грубых усовых пластин с каждой стороны верхней челюсти — у серых они самые грубые и короткие среди всех усатых китов, что необходимо для работы с грунтом.
За период активного кормления продолжительностью 130–140 дней серый кит потребляет около 150 000 кг пищи, что составляет в среднем 1089 кг в день. Киты набирают от 16% до 30% массы тела за сезон кормления.
«В проливе между островами Итыгран и Аракамчечен каждый кит за один раз поднимает около ста килограммов грунта — ила и песка — на поверхность для фильтрации», рассказывает заместитель директора национального парка Максим Антипин.
Адаптивность питания
Исследования последних лет показали удивительную пластичность пищевого поведения серых китов. В 2022 году у берегов Калифорнии ученые зафиксировали, как серые киты быстро переключались между донным питанием и охотой на рыбу в толще воды — смена типа питания происходила менее чем за минуту, что является самым коротким интервалом, зарегистрированным для усатых китов. Во время миграции киты также могут охотиться у поверхности, переворачиваясь на правый бок или используя поверхностное фильтрование с приоткрытой пастью.
Экологическое воздействие
Донное кормление серых китов существенно влияет на морские экосистемы — одна популяция может удалить до 55–79% биомассы бентосных организмов за сезон. Однако сообщества беспозвоночных восстанавливаются примерно за два месяца, что свидетельствует о динамическом равновесии между хищниками и их добычей.
Эта уникальная стратегия питания делает серых китов настоящими «подводными садовниками», которые не только извлекают пищу из морского дна, но и активно влияют на структуру донных сообществ.
Исследования китообразных в национальном парке «Берингия» проходят при поддержке Благотворительного фонда «Возрождение природы» Натальи Торнквист.