
Рыбная отрасль для Приморья является градообразующей, ключевой. Она оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей страны. На территории Приморья действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более полутора миллионов тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции и производится более 110 миллионов условных банок консервов. 76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров, на которых выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей. Однако кроме успехов есть и трудности, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
О достижениях отрасли и проблемах еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «Приморье и приморцы: устремлённые в будущее», выполняемого при поддержке администрации Приморского края, решил узнать из первых уст, у рыбаков и руководителей рыбацких предприятий.
СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЁ
По данным Приморскстата, в прошлом году на долю нашего края пришлось 18 % всей добытой в стране рыбы. А на свои среднедушевые доходы жители Приморья в прошлом году могли за год купить 237 килограммов мороженой рыбы! Это на 55 килограммов больше, чем мог себе позволить среднестатистический россиянин. Самой дешёвой красной рыбой остаётся горбуша, стоимостью от 200 до 230 рублей за килограмм. Треска – от 180, камбала — от 100 до 150 рублей, навага — 65-100 рублей, сельдь – от 100 и выше.
- А каковы успехи в текущем году? – спрашиваем у специалистов департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края.
- Наши рыбаки добыли более шести с половиной тысяч тонн камбалы, освоив квоты на девяносто восемь процентов. Трески выловлено более десяти тысяч тонн, квоты освоены на шестьдесят пять процентов, – проинформировали в ведомстве.
Вице-губернатор Валентин Дубинин подчёркивает, что на сегодняшний день край является одним из лидеров: «Приморские рыбаки вылавливают почти треть всей рыбы на Дальнем Востоке и пятую часть общероссийского объёма».
РЫБА ДОЛЖНА БЫТЬ СВЕЖЕЙ И НЕДОРОГОЙ
Однако, отрасль требует значительных преобразований, которые, кстати, предусмотрены и уже реализуются в рамках госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае». При этом одной из главных задач ставится снижение стоимости рыбы для населения.
«Нам сегодня необходимо добиться, чтобы была доступна свежая рыба, чтобы она в край приходила. Море-то у нас рядом, а большая часть улова уходит за рубеж. Да, я понимаю, что вопрос в цене, и продукцию сбыть стараются тому, кто платит больше. Всё, что валютоёмкое – бегом продаётся, а то, что осталось, завозится для себя. Это как «сапожник без сапог». Поэтому надо вводить какую-то долю улова с обязательной сдачей или продажей здесь на берегу. Для этого мы занимаемся развитием рыбной биржи», – рассказал в беседе с корреспондентом (на фото) медиа-холдинга, в состав которого входит и еженедельник «Аргументы недели. Приморье», глава края Андрей Тарасенко.
«Доступной рыбу можно сделать, нужно договариваться конкретно с поставщиками, как это было в программе «Город для людей» во Владивостоке», – вторит ему президент Лиги торговых предпринимателей Павел Гетман.
А ФЛОТ – СОВРЕМЕННЫМ
Другое важное направление для отрасли – обновление рыбопромыслового флота. По мнению Андрея Тарасенко, в крае можно и нужно вести строительство среднетоннажного флота – судов размером 45-60 метров.
- Для нас это важно со всех сторон: во-первых, возраст флота критический, под тридцать лет, срочно нужно обновлять, во-вторых, это позволит загрузить заказами местные предприятия, в-третьих, вместе с судостроением в крае пойдут в рост смежные отрасли, связанные с производством судового оборудования и комплектующих. Краевой Морской совет предложил внести соответствующее изменение в постановление правительства и включить в число инвестиционных проектов строительство среднетоннажных судов. Если проект постановления будет согласован, на дальневосточных верфях можно будет, как минимум, десять среднетоннажных судов построить. Всего же рыбодобывающие компании Приморья планируют построить семнадцать крупнотоннажных судов и двадцать восемь среднетоннажных. По программе «квоты под киль» работает «Русская Рыбопромышленная Компания», которая уже заключила контракт с «Адмиралтейскими верфями» на строительство шести траулеров-процессоров, предназначенных для промысла минтая и сельди. «Дальрыба» подписала соглашение с «Нордик Инжиниринг» на весь спектр услуг – от разработки эскизного проекта до технического сопровождения постройки первого судна для лова и обработки краба вместимостью морозильного трюма около восьмисот кубометров. Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока намерена построить в течение 2019-2025 годов около двадцати современных краболовов. Компания «Антей» заключила соглашение с Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» на строительство двух судов для специализированного промысла краба с последующей транспортировкой живого краба в специальных изолированных цистернах, так называемых RSW-танках. Строительство первого судна уже началось.
Также под инвестиционные квоты можно строить и профильные предприятия, мы собираемся строить в Приморье перерабатывающие заводы. Например, резидент ТОР «Надеждинская» – компания «Русский минтай» построит завод по производству филе минтая вторичной заморозки. В настоящий момент уже разработана проектно-сметная документация на строительство. Рыболовецкий колхоз «Новый мир» планирует создать в Большом Камне современное предприятие по переработке минтая и других видов рыб производительностью более ста тонн готовой продукции в сутки. Кроме того, будет построен логистический комплекс для перегрузки продукции с судов на берег, складского хранения и транспортировки мороженой рыбопродукции, рыбных консервов и банкотары автомобильным и железнодорожным транспортом. Сейчас компания готовится получить статус резидента ТОР «Большой Камень», что даёт весомые преференции.
- Сегодня активно обсуждаются предлагаемые изменения принципа распределения долей квот на вылов краба, что вызывает опасения отраслевой общественности. Какие риски таят нововведения для нашего края?
- В случае отказа от инвестиционных квот все планы, договоры и соглашения останутся на бумаге, поскольку не будет «квотных» денег на погашение кредитов. Судостроители останутся без заказов. Рыбодобывающие компании – без средств, потому что им придётся направить собственные финансовые ресурсы на аукционы. Рыбаки – без работы. Краевой бюджет – без значительных налоговых отчислений, которые поступали от рыбной отрасли. Отмена исторического принципа запустит эффект домино, и это грозит обрушить не только ключевую для региона отрасль, но и всю экономику. Я абсолютно убежден, что нужно сохранять исторический принцип распределения квот, обеспечивая тем самым стабильность в отрасли и в обществе. Решение по отмене исторического принципа по крабу неправильное, его надо обдумывать, искать новое. Сегодня с крабом так, завтра с минтаем. Потом начнётся передел новый. Этого нельзя допустить.
КОНГРЕСС РЫБАКОВ СОБЕРЁТСЯ В ОКТЯБРЕ
«Приморье – исторически рыбный край, здесь есть много возможностей для развития предприятий переработки, аквакультуры», – считает Андрей Тарасенко. Вопросы развития отрасли он обсуждал с президентом России в начале июля, а до конца года эти проблемы также рассмотрят профессионалы на II Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге 13-15 сентября и на XIII Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке 4-5 октября.
Сейчас представители отраслевого сообщества решают, как сформулировать федеральной власти свои предложения и вопросы на предстоящем в октябре конгрессе рыбаков. Ведь в текущем году пройдёт новое перезаключение договоров: ранее их заключали на 10-летний срок, а сейчас государство хочет уже на 25 лет. Есть вопросы о том, как и с какой помощью государства будет строиться рыбодобывающий флот, как улучшить эффективность работы дальневосточных портов и как сделать, чтобы больше дальневосточной рыбы поступало на российский рынок.
С 1 января 2019 года вся рыба и морепродукты, добытые в прибрежной зоне, должны будут доставляться на берег в живом, свежем или охлаждённом виде. В Росрыболовстве уверены – так рыба станет попадать на местный рынок, а не за границу. Однако приморские рыбаки считают, что для начала нужно количественно увеличить и качественно модернизировать рыболовецкий флот.
Инициатор законопроекта Росрыболовство отмечает, что сейчас рыба, пойманная в прибрежных водах, замораживается прямо в море и после доставки на берег перепродаётся за рубеж. Это приводит к дефициту свежей рыбы и морепродуктов в прибрежных российских регионах и её удорожанию для потребителя.
Теперь положения статьи 20 закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержат конкретную норму: «уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, подлежат транспортировке и выгрузке в морские порты и иные места выгрузки исключительно в живом, свежем и охлаждённом виде». Такие меры, по мнению законодателей, помогут насытить российский рынок свежей или охлаждённой рыбой и снизят конечные цены.
Для Приморья и Владивостока эта проблема весьма актуальна. Основная масса морепродуктов, присутствующих на потребительском рынке, как отмечалось выше, – замороженная рыба, добытая в рамках промышленного рыболовства. Это значит, что она выловлена за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны России, в открытом море. Улов перерабатывается (разделывается, замораживается) на плавучих рыбозаводах, которые проводят вдали от берега по несколько месяцев.
Свежая морская рыба на местных прилавках – товар сезонный и появляется в ограниченном количестве. В этой ситуации запрет на заморозку выглядит обоснованным и вполне логичным. Но благая в целом идея наталкивается на суровую реальность. Дело в том, что основная масса улова из прибрежной зоны не подвергается обработке и доставляется на берег в свежем виде. Малые рыболовецкие сейнеры (МРС), которые в основном и ведут прибрежный лов, не оснащаются никаким оборудованием для переработки рыбы в принципе. Задача МРС – выловить рыбу и доставить в специально отведённые властями места для выгрузки на берег. Ещё есть возможность перегрузить улов на плавучий рыбозавод, где она будет разделана и заморожена.
По мнению Игоря Моисеева, замдиректора компании «Прим-транзит», которая занимается прибрежным ловом в Большом Камне, проблему дефицита свежей рыбы в Приморье нововведения в законодательстве до конца не решат. На рынок поступает мало свежей рыбы, потому что её мало вылавливается. Чтобы увеличить объёмы, нужно увеличивать и модернизировать флот. И возрождать традиции и техники лова, которые были утрачены за последние 20 лет.
Также для удешевления и доступности рыбной продукции необходимо строительство современных рыбных рынков, где найдётся место и для рыбной торговли, и для специализированных ресторанов, и для организации деловых встреч и переговоров, считают специалисты. А по мнению главы края Андрея Тарасенко, рыбный рынок, о котором Владивосток мечтает многие годы, и возвести который намерен резидент Свободного порта компания «Фар Лайн ДВ», имеет все шансы стать ещё одной «фишкой» Приморья.
Если верить данным статистики, то на каждого жителя Приморья в год приходится 32 килограмма рыбы и рыбопродуктов. В среднем, на столе приморцев даров моря больше на три-пять килограммов, чем у жителей других дальневосточных регионов, и на десять-двенадцать килограммов больше, чем у среднестатистического россиянина.
Приморские рыбаки сегодня добывают достаточно рыбы, чтобы накормить не только Приморье, но и другие регионы России. В прошлом году было выловлено 762,5 тысячи тонн водных биологических ресурсов. Каждый год эта цифра колеблется в пределах семисот-восьмисот тысяч тонн, что составляет почти треть объёмов вылова в федеральном округе и пятую часть по всей России.