
Железнодорожная линия из Южно-Сахалинска в Холмск в эти дни отметила бы 90-летие с момента начала своей работы. Ее ввели в эксплуатацию на рубеже лета и осени 1928 года. Она связала города, которые тогда назывались Тойохара и Маока. Ветка не действует уже почти четверть века, но по-прежнему вызывает интерес у туристов и экстремалов, информирует «Тихоокеанская Россия».
Линия состоит из 15 тоннелей и 35 мостов – среди них знаменитые Чертов и Ведьмин. Так, Чертов мост на юге Сахалина растиражирован не меньше, чем замок Карлштейн в Чехии. Ничего сверхъестественного это название не означает. Чертовым мост прозвали сами железнодорожники от захватывающей дух высоты. В начале «десятых» годов выдвигались идеи о том, чтобы сделать старую узкоколейку главной достопримечательностью нового – первого в России – природно-технического заповедника. В планах было пустить по ветке даже японский паровоз. Но сегодня очевидно: все эти намерения канули в бездну.
Дух захватывает не только от некоторых строений на линии, но и от мысли, сколько сил было потрачено на создание уникальной ветки. Это была гениальная идея японских инженеров, но тяжелый физический труд лег на плечи корейцев, насильно привезенных на Сахалин. Дорога Тойохара – Маока была построена за семь лет. Длина тоннелей в общей сложности составляет пять километров.
Рельсов на большинстве участков уже не осталось; кое-где встречаются обвалы, кое-где ямы. Так что нужно соблюдать предельную осторожность. В сердце некоторых тоннелей настает момент, когда путник оказывается в полной темноте. Если самый короткий не достигает и 100 метров в длину, то самый длинный – почти тысяча.
Японцы строили дорогу в сложной горной местности, со множеством сопок, распадков и перевалов. Поэтому тоннели и мосты здесь сплетаются в сложные архитектурные сооружения. Местные слагают фантастические истории о том, что время от времени по тоннелям проносится призрачный бронепоезд. Самый необычный – тот, что ведет к Чертову мосту. Он как бы делает круг в горной породе. Двигаясь по нему, почти не ощущается подъема в гору, так что маршрут хоть и настораживающий (опять же, встречи с медведем никто не исключает), но достаточно легкий. Небольшой просвет, еще один тоннель, более короткий, и прямо по курсу – Чертов мост.
Чуть дальше, в сторону Холмска до Новодеревенской и в сторону Южно-Сахалинска до Николайчука, по путям сейчас два раза в день бегают только старенькие мотовозы. Они забирают дачников. Их судьба на фоне перепрошивки островной колеи сейчас тоже не очевидна. Действующая до сих пор небольшая станция Николайчук сохраняет память о подвиге советских солдат во времена Второй мировой войны. В августе 1945-го там шли ожесточенные бои. Штурмовая группа, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант умело командовал орудийным расчетом, подавил несколько огневых точек противника, но получил пулевое ранение в руку, затем осколочное от японского гранатомета и погиб. В 1946 году именем Бориса Николайчука была названа ближайшая платформа к Чертову мосту.
Сегодня многие с теплотой в сердце вспоминают поездки по этой ветке, связывая их с небывалой романтикой: природа, тоннели, мосты, поцелуи. 66 лет по дороге курсировали поезда. Уже в советские времена достраивались некоторые галереи. Но со временем стало очевидно, что линии нужен дорогой ремонт. В 1994-м из-за нерентабельности маршрут навсегда канул в лету, передает АСТВ.