Исследователи нашли связь между увеличением численности горбуши на севере Тихого океана и снижением численности тонкоклювого буревестника на юге Тихого океана. Эти два вида конкурируют между собой за еду на севере, где буревестники зимуют, поэтому в годы с высокой численностью горбуши многие буревестники не могут набрать нужный вес для дальнего перелета на юг и умирают в пути, говорится в исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, информирует «Тихоокеанская Россия».
Иногда виды могут влиять на численность друг друга не напрямую (один вид питается другим), а конкурировать за общее питание — очевидно, что если еды не хватает с избытком на обе популяции, то один из видов недоедает. Такую связь не всегда легко проследить, и этим занимается экология макросистем, которая позволяет людям понимать, например, как изменение популяции промысловых видов рыб может повлиять на океанические макросистемы и затронуть другие виды. В новой работе Алан Спрингер (Alan M. Springer) из Университета Фейрбэнкс на Аляске и его австралийские коллеги проанализировали данные о численности горбуши и тонкоклювого буревестника почти за пятьдесят лет (численность горбуши оценивалась по величине улова) и связали между собой изменения в численности популяций этих видов.
Тонкоклювые буревестники (Puffinus tenuirostris) — один из самых распространенных видов морских птиц в мире. Ежегодно они совершают миграцию из Северного полушария в Южное к месту гнездования, пролетая примерно 15 тысяч километров в одну сторону. Поскольку миграции проходят практически без остановок в пути, птицы питаются в основном за счет жира, запасенного во время зимовки или гнездования.
Горбуша (Oncorhynchus gorbuscha) — представитель рода Тихоокеанских лососей — имеет уникальный двухлетний цикл жизни. Летом взрослые горбуши заходят нереститься в реки. Мальки долгое время после вылупления живут в грунте, и только в начале следующего лета попадают в Тихий океан, после чего уходят в его северную часть и живут там еще год, пока не наступает их время нереста. Из-за такого жизненного цикла у популяции есть пики численности в каждый нечетный год.
В северной части Тихого океана популяция горбуши в среднем увеличилась с 1970-х годов, а помимо естественного роста численности диких популяций свой вклад в увеличение свой вклад внесли и мальки, выпущенные на волю из инкубаторов. В новой работе ученые проанализировали многолетние данные и выяснили показал, что численность горбуши в нечетные годы, на которые приходятся циклические пики, теперь выше в два раза, чем наблюдалась в 70-х годах прошлого века.
Численность тонкоклювых буревестников подсчитывалась на островах Монтагу, Фунго и Бруни, куда они прилетают гнездиться. Размеры популяции оценивались по количеству жилых нор с птенцом. На острове Монтегу, для которого собраны данные на наибольшем отрезке времени, численность буревестника снизилась в два раза в на протяжении 80-х годов. У популяции буревестников также наблюдаются двухгодичные колебания, прямо противоположные изменениям численности горбуши. Авторы предполагают, что двухгодичные циклы в популяции буревестника связаны с циклами популяции горбуши из-за конкуренции за общее питание — в годы высокой численности горбуши птицы не могут запасти достаточно жира для долгого перелета на места гнездования и чаще умирают от истощения в пути.
Тонкоклювый буревестник не находится под угрозой вымирания, но горбуша оказывает влияние не только на эту птицу. Дело в том, что птицы прилетают гнездиться на острова за 15 тысяч километров от мест, где они встречаются с горбушей, и они удобряют почву на островах, рыхлят землю, роя в ней норы для гнезд, а все это влияет на состав растительности на островах. Кроме того, коренное население островов, на которых гнездятся тонкоклювые буревестники, собирает яйца и птенцов, которые являются важной и традиционной частью их рациона. Таким образом, рост численности горбуши запускает целый каскад событий далеко от своего места жительства.
Авторы выражают особое беспокойство по поводу горбуши, которую разводят в рыбхозяйствах и выпускают в океан, что дополнительно увеличивает ее популяцию для последующего отлова рыбы. Общая экономическая ценность тихоокеанских лососевых рыб составляет порядка десяти миллиардов долларов США и в этой промышленности заняты десятки тысяч человек.
Несколько лет назад правительство Канады разрешило употребление в пищу генно-модифицированного атлантического лосося. Он отличается от своих диких сородичей быстрым ростом, а также почти полной стерильностью. Впрочем, рыбу все равно разрешено держать только в изолированных инкубаторах.
Александра Кочеткова, N+1