
Три года назад между южнокорейским Институтом экологии окружающей среды из Тэджона и Научно-образовательным комплексом «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения РАН был подписан меморандум о сотрудничестве. В 2017 году аналогичное соглашение заключили Национальный научный центр морской биологии ДВО РАН (в состав которого океанариум в 2016 году вошёл в качестве филиала) и Корейский институт экологии окружающей среды. Результаты трёхлетних исследований заинтересовали специалистов-экологов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Корея – на днях для установления рабочих контактов во Владивосток прибыла группа сотрудников Агентства по карантину животных и растений, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В ходе трёхдневного визита южнокорейских специалистов намечены направления сотрудничества, определён формат дальнейших отношений, обсуждались перспективы совместной работы на ближайшее время. Гости посетили один из намеченных районов полевых исследований – озеро Ханка. Весной здесь пролегает важнейший миграционный маршрут морских и околоводных птиц, а позже обитают многотысячные гнездовые колонии. С ними и предстоит работать учёным Дальневосточного отделения РАН, корейским экологам и специалистам карантинной службы.
«Карантинная служба Республики Корея выявляет и контролирует распространение опасных для сельскохозяйственных животных, а, следовательно, и человека, болезней. В том числе их интересует транзит этих болезней. В этом аспекте и есть соприкосновение наших интересов, – поясняет старший научный сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Игорь Катин. – Перелётные птицы – потенциальные переносчики различных инфекций. Предварительными исследованиями установлено, что Юго-Восточная Азия, Корейский полуостров, залив Петра Великого, озеро Ханка, российское морское побережье являются участками крупнейшего миграционного пути. Кроме того, есть подозрение, что морские птицы могут инвазировать морских млекопитающих, в частности, живущих в заливе Петра Великого ларг, которые также совершают протяжённые миграции. Пути перемещения животных, а также характер использования пространства мы исследуем с помощью датчиков регистрации координат. Их разрабатывают и изготавливают наши корейские коллеги. Российские специалисты проводят предварительные исследования (которые могут продолжаться не один месяц). В это время определяется место и период работ в зависимости от биологического цикла разных животных, по той или иной методике отлавливаются особи (птицы или тюлени) и устанавливаются датчики. В дальнейшем информация поступает на рабочий компьютер и анализируется. Датчики действуют, пока работает аккумулятор или же животное не потеряет прибор во время линьки».
В 2015 году учёные Дальневосточного отделения РАН и их корейские коллеги ставили пробные датчики на ларг, в 2016 – на пестролицего буревестника, в 2017 – на тихоокеанскую чайку и серую цаплю. Уже выяснилось, что цапли «отметились» в Таиланде. Меченых ларг регистрировали в Японии (остров Хоккайдо) и Республике Корея (город Пусан). Важно то, что в период размножения они возвращаются домой, в залив Петра Великого.
Разумеется, предусмотрен обмен результатами исследований, а также предполагаются совместные публикации. Эти и другие моменты будут отражены в новом меморандуме о взаимопонимании, работа над которым сейчас ведётся.
Специалисты Национального научного центра морской биологии ДВО РАН и их корейские коллеги продолжат работу в области телеметрической маркировки и изучения миграции морских млекопитающих и птиц, сообщает Елена Молчанова из пресс-службы Научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» ДВО РАН.
На снимке пресс-службы океанариума: Российские и корейские специалисты на озере Ханка