
Oбзор под таким заглавием выпустил Центр стратегических разработок. Представляя исследование, пресс-служба Центра стратегических разработок пишет, что в документе вопрос о давлении «силовиков» на бизнес открывается с неожиданной стороны, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В первую очередь, эксперты Центра делают акцент на том, что зачастую дискуссия по проблеме «уголовно-правового» давления на бизнес не опирается на эмпирический анализ работы правоохранительных органов. В результате представление о сути вопроса оказывается искажённым, а ведь без верного понимания механики «уголовно-правового» давления на бизнес сложно предложить действенные меры по выходу из сложившейся ситуации.
Обсуждая проблему давления, заинтересованные стороны чаще всего обращают внимание на преувеличение числа уголовных дел, связанных с предпринимательской деятельностью, а также – на злоупотребления отдельных правоохранителей. Однако суть проблемы кроется гораздо глубже. Она лежит в самой возможности переописать предпринимательскую деятельность и возникающие деловые конфликты в терминах уголовного права. Это ведёт к тому, что сами предприниматели порой стремятся использовать механизмы уголовного правосудия в спорах с партнёрами и контрагентами, в конкурентной борьбе.
В этой связи пока сохраняется идея, что участников гражданского оборота и коммерческой деятельности надо защищать от недобросовестности и упущений их контрагентов при помощи уголовно-правовых средств (а не гражданской ответственности), будет сохраняться и возможность уголовно-правового давления на бизнес. Именно поэтому мало эффективны предложения, облегчающие досудебные санкции и общее положение подозреваемого, если его привлекают к ответственности за преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности, а также – различные уточнения в статьи Уголовного кодекса, по которым обычно преследуют предпринимателей.
Без коренного изменения практики работы правоохранительных органов, скорее всего, мало эффективными окажутся и такие предложения, как создание дополнительных механизмов для защиты предпринимателей или усиление ответственности правоохранителей за необоснованное привлечение к уголовной ответственности.
О структуре и основных чертах экономических преступлений в России рассказывает Ирина Четверикова, младший научный сотрудник Института проблем правопримения (ИПП) в Санкт-Петербурге http://csr.ru/issledovaniya/struktura-i-osnovnye-cherty-ekonomicheskih-prestuplenij-v-rossii/, сообщает пресс-служба Центра стратегических разработок.