
На 18 марта 2017 года запланированы первые официальные переговоры по вопросу о совместной экономической деятельности на южных Курилах. Как сообщается, их проведут заместители министров иностранных дел двух стран Игорь Моргулов и Такэо Акиба , информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Как сообщила японская телекомпания NHK со ссылкой на источники в МИД страны, на встрече заместителей министров иностранных дел Япония предложит России вместе исследовать южные Курилы для конкретизации плана совместной экономической деятельности, передает РИА Новости.
Как ожидается, японская сторона готова предложить российской вместе развивать в регионе рыболовство, туризм и здравоохранение. Представители обеих стран должны на месте изучить перспективы такой работы, в том числе оценить состояние окружающей среды и морских ресурсов, а также обследовать природные объекты как туристические достопримечательности.
Москва и Токио договорились обсудить возможность совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах на российско-японском саммите во время визита в Японию президента Владимира Путина 15-16 декабря 2016 года. Затем в феврале министр иностранных дел Фумио Кисида на первом заседании специально созданного при МИД Японии Совета по совместной экономической деятельности назвал её основные направления: рыболовство, туризм, здравоохранение и экология.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно высказывал мнение, что совместная работа на южных Курилах станет шагом вперёд для заключения мирного договора между двумя странами – одной из главных проблем в российско-японских отношениях. Токио связывает заключение договора с решением территориальной проблемы – Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не подписали. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.