Печальная весть из Хабаровска: не стало Анатолия Григорьевича Измодёнова

Анатолий Измодёнов вошёл в историю как создатель учения о продуктах дальневосточного леса — Силедии, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Измодёнов — автор книги «Лесная самобранка», а многотомная «Силедия» стала трудом всей жизни, в котором собрана его песнь песней о лесе — алгебра лесных урожаев, пишет хабаровская краевая газета «Тихоокеанская звезда».

Говорить о нём в прошедшем времени не поворачивается язык. Необыкновенный был человек совершенно, огромный во всех смыслах, ни на кого не похожий.
Даже фамилия его имела корень «измодён», что означает «алый цветок».
Анатолий Измодёнов вошёл в историю как создатель учения о продуктах дальневосточного леса — силедии.

А ещё он был доктором сельскохозяйственных наук, профессором, академиком, президентом Российской академии нетрадиционных и редких растений. В своих книгах, которые так и называются «Силедия», Измодёнов впервые ответил на вопросы: сколько, когда и почему брать ягод, грибов, растений из леса.
Не было в мире лесного сельского хозяйства. Лесные продукты были отнесены к «побочному лесопользованию». Анатолий Измодёнов однажды поставил перед собой цель: «Нужна наука о продуктах леса».

Когда он считал цветки на липах, другие недоумевали: «Рехнулся Измодёнов со своими «пупырьками природы». Учёный же доказал, что за шуточной, казалось бы, арифметикой, стоит нешуточный урожай.

Хабаровском крае произрастает более 10 ореховых, 20 соковых, 600 медоносных и овощных, около 120 ягодных, свыше 700 лекарственных, 450 кормовых растений и свыше 400 плодовых грибов! К примеру, липы, имеющие 2-3 миллиона цветков, дают за сезон до 10 килограммов мёда. Наш российский папоротник, как пищевой продукт, на Дальнем Востоке открыли японцы. Русские до середины 70-х годов прошлого века не знали, как его едят. Анатолий Григорьевич убедил пищевиков, что урожаи папоротника можно «собирать» не только за океаном, но и в районе имени Лазо.

Сейчас вызывает улыбку, а в своё время у Анатолия Григорьевича рождали обиду такие строки: «Тов. Измоденов А. Г., ваши заботы о дарах леса заслуживают одобрения, но дальневосточные березы не дают сока…». Таков был официальный ответ Хабаровского крайплана. Ему пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы берёзовый сок добывали на месте, а не везли его с Украины.

Однажды Измодёнов залез на берёзу, а внизу поставил резиновые шланги, бутыли. Тут лесник его заприметил: «А ну, слазь! Чего там крутишь?!». А когда узнал, что 70 капель в минуту вытекает из берёзки, в час — 4200, за сутки накапывает 21 литр, то очень удивился. Не знают и по сей день люди, что у нас произрастает 11 видов берез — белая, чёрная, железная, каменная… Жёлтая — рекордсменка! До двух с половиной тонн чистейших слёз наплакивает! Интенсивность её плача — 800 капель в минуту. Десять миллионов за сутки!
На 100 цветков липы амурской приходится 300 миллиграммов мёда. Всего 3 капельки на цветок. Чтобы набрать 150 килограммов липового мёда в улей, пчёлам нужно опустошить 50 миллионов цветков. Если продолжительность взятка 20 дней, то в день пчелиной семье нужно собирать по 7,5 килограмма мёда. Для этого необходимо совершить за 10-15 часов около 200 тысяч вылетов за нектаром. Вот сколько труда заключено в двух трёхлитровых банках мёда!

Анатолий Григорьевич всю жизнь пробивал самое заветное: лес — целая фабрика ценнейших продуктов. Для их освоения нужны промышленные предприятия. А заготовки папоротника, черемши, дикого лука, кедрового ореха, лещины, мёда, лекарственных растений, ягод и грибов — не только подспорье для людей, но прибыль.

Таким экспериментом для Измодёнова стала Гассинская орехово-промысловая зона — полигон для сбора редких растений.

Последний раз общаться с Анатолием Григорьевичем довелось в канун его восьмидесятилетия. У Измодёнова уже тогда чересполосица здоровья-нездоровья сползала в сторону неотвязных болячек. Запомнились его слова: «Входя в лес, надо иметь не отмычки, а ключи ко всем лесным тайнам».

Он знал эти тайны, берёг и хранил их, и очень переживал, когда люди варварски относились к природе.

Запомнилось, как на одной из международных конференций Анатолий Измодёнов призывал:

- Японцы ухитряются на своих рукотворных плантациях выращивать женьшень, а у нас заготовки дикоросов — менее пяти процентов от разведанных природных запасов. Говорят — хлопотное дело, возни много, а доход — невелик.

Он предложил свой план возрождения потребительской кооперации, но так и не был услышан.

Последние годы все силы он тратил на издание своих книг. Искал спонсоров, бегал по различным ведомствам, копил деньги со своей пенсии. Каждый том выходил со скрипом. А книга о мёде, орехах вышла всего в количестве десяти экземпляров. Но Анатолий Григорьевич уже был прикован к постели.

земной биографии Анатолия Измодёнова прописана последняя строка и проставлена последняя дата: 1930. 27. 11. - 2016. 19. 10.

Могила учёного — будто последний его рубеж. И задача перед ним прежняя — лесную Уссуру защищать. Единственное оружие, которым может Измодёнов воспользоваться — это сосна, которую здесь посадят его ученики из питомника имени А. Г. Измоденова.

Александр САВЧЕНКО

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.