В эти летние дни во Владивостоке, 156 лет назад…

В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту, названную, по его предложению, Золотым Рогом. Также генерал-губернатор приказал основать на её берегах военный пост, который он же, Н.Н. Муравьев-Амурский, поименовал Владивостоком,информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

… Утро 20 июня 1860 года было тёплым, но пасмурным. Военный транспорт «Маньчжур» неспешно входил в бухту Золотой Рог. Офицеры, матросы, солдаты с любопытством оглядывали и спокойную уютную бухту, и светлый песок на берегах, который ласково гладила небольшая волна, и кудрявые сопки, с которых весело и дружно сбегали почти к самой воде березы и липы, акации, клёны и дубы. В лесных зарослях, ближе к вершинам, сквозь туманную пелену проступали могучие кедры и стройные пихты…

Командир транспорта капитан-лейтенант Алексей Карлович Шефнер, осмотрев в подзорную трубу живописную местность и облюбовав для стоянки небольшую бухточку у подножья южного склона прибрежного хребта, приказал спустить на воду шлюпку… В вахтенном журнале «Маньчжура» об этом событии 20 июня 1860 года была сделана следующая запись: «Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста».

На берегу зазвенели топоры, ритмично зажужжали пилы, и вот уже солдаты посыпают песком освобождённую площадку. Через час-два на берегу забелели палатки. Вытесав из цельного ствола дерева флагшток, солдаты глубоко вкопали его в землю. В назначенный час на флагштоке взмыл ввысь бело-сине-красный государственный флаг Российской империи. Прапорщик Комаров салютовал трёхцветному стягу саблей. Парадный церемониал свидетельствовал — военный пост Владивосток на берегах Японского моря учреждён.

На другой день после высадки и в последующие дни на берегу Золотого Рога снова стучали топоры, пели пилы, оглушительно трещали падающие деревья: шло строительство. Солдаты и матросы споро возводили казарму, кухню, склады, баню, офицерский флигель… Через месяц в бухту Золотой Рог пришёл винтовой корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Г.Х. Эгершельда. Корвету была поставлена задача нести охрану поста Владивосток и обеспечивать гарнизон необходимыми припасами. Штурманская команда провела промеры бухты. На географической карте, составленной по результатам измерений лейтенантом П.Ф. Чуркиным, впервые появились новые названия: «Гавань и пост Владивосток», «Бухта Золотой Рог», «Мыс Эгершельда», «Мыс Чуркина».

К зиме всё, в чём ощущалась первая необходимость на посту, было сделано. Когда грянули морозы, команда поста, экипаж корвета «Гридень» проводили топографические работы, метеорологические наблюдения. А наиболее меткие стрелки ходили на охоту и возвращались с богатой добычей. Трофеями становились косули, зайцы, кабаны… К этому можно добавить, что энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что в первый год существования поста Владивосток тигры съели всех собак, привезённых на берег Золотого Рога из Николаевска-на-Амуре.

В последующие два года пост продолжал строиться, расширяться. В 1862 году военный пост был переименован в порт. Понемногу увеличивалось его население. А 27 сентября 1863 года во Владивостоке появился на свет первый собственный гражданин, точнее, гражданка. У Евдокии Матвеевны Горелко родилась дочь Надежда.

БОРОДИН А.В.,
ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.