
Итак, закон о свободном порте Владивосток принят. Документ революционный, но всё равно не вобрал в себя то, о чем говорилось в ходе долгих дискуссий. Немного не то… Хотя это первый случай такого активного обсуждения проекта — на разных площадках, с депутатами, чиновниками, бизнесменами, учёными, информирует «Тихоокеанская Россия».
Очень живо обсуждался исчезнувший позже пункт о безвизовом въезде на 72 часа. Есть страны, откуда самолеты во Владивосток летают лишь раз в неделю. То есть туристу или бизнесмену придется возвращаться сложным маршрутом. Мы предлагали увеличить срок безвизового пребывания до восьми суток. Но в итоговом варианте документа безвизовый въезд сменился получением визы на границе на этот срок. Неплохо, но — немного не то. Как показывает мировой опыт, оптимальным в таком случае является срок в 15 дней. Достаточно ли восьми суток и нужно ли отказаться от виз, придется выяснять опытным путем.
Очень важно, что разработчики не стали ограничиваться лишь территорией порта Владивосток. А ведь сначала речь шла только о наборе таможенных льгот и уменьшении портовых сборов для того, чтобы увеличить пропускную способность порта как такового. Если бы законопроект остался в таком виде, серьезного эффекта, с точки зрения влияния на экономику, мы бы не получили: порт Владивосток не настолько велик, чтобы оказать большое воздействие на другие отрасли.
Удачным я считаю решение отказаться от перечисления в тексте закона сфер деятельности, развитие которых будет поощряться. Нынешний посыл — делайте все, что выгодно для экономики, что востребовано рынком.
Большой плюс — включение в территорию порта всех пропускных пунктов юга Приморья. Таким образом, название свободный порт Владивосток скорее номинальное, фактически это особая экономическая зона нового типа, с новым набором налоговых льгот, упрощенными процедурами получения всякого рода лицензий и разрешений.
Правда, туг есть и подводные камни. Наши северные территории и так ощущают себя позабытыми. На юге края шли стройки саммита АТЭС, здесь же планируются к реализации разные проекты, в том числе и порто-франко. Через несколько лет начнется бурный экономический рост, и появится «пылесос», вытягивающий кадры из северных районов, что приведет к серьезному сокращению там и без того невысокой численности населения.
Еще одно «немного не то» — обтекаемая формулировка о том, что иностранные образовательные и медучреждения будут допущены на территорию по усмотрению наблюдательного совета, который будет управлять портом. Он может открыть им путь сюда, а может и нет. Между тем, появление у нас заграничных клиник и вузов существенно увеличило бы конкуренцию в этом сегменте.
Что касается самого наблюдательного совета, практика покажет, насколько удачным было это решение. Да, должен быть какой-то орган, принимающий решения. Но пока мы видим сложную иерархию структур, имеющих отношение к регулированию деловой деятельности в зоне: власти 15 муниципалитетов, администрация Приморья, Минвостокразвития, полпред президента РФ на Дальнем Востоке, который и будет председателем совета. Так за кем же останется последнее слово?
Конечно, пока нет четкого понимания, каковы критерии получения гордого статуса резидента свободного порта Владивосток.
Тагир Хузиятов, профессор кафедры мировой экономики Шкоды экономических наук ДВФУ. «Российская газета»
Источник — «Утро России»