
60 лет в эфире. 28 июля ГТРК «Владивосток» отмечает 60-летие со дня образования телевидения в Приморье, информирует «Тихоокеанская Россия».
Это утро на улице Уборевича во Владивостоке началось с праздничных поздравлений в адрес всех жителей Приморья. Телевидение, которое 60 лет назад стало самой настоящей сенсацией для владивостокцев, сегодня — неотъемлемая часть жизни каждой приморской семьи. 28 июля стало поворотным днём в истории всего края. Энтузиазм инженеров-изобретателей — отцов-основателей телевидения в Приморье так и остался бы их личной затеей, если бы не верность телезрителей края
В день торжественного собрания в честь юбилея телевидения Приморья сотрудники ГТРК «Владивосток» установили на почётном подиуме телеприёмник «КВН» и современную плазму-панель. Они стояли на расстоянии в 60 лет друг от друга. В зале — люди, чьи судьбы и жизнь определила работа на телевидении Приморья. В их адрес — слова поздравлений от руководства края.
Этот день собрал в одном месте и в одно время всех, кто помогает современному телевидению края оставаться надёжным партнёром в том, чтобы делать Приморье и Владивосток местом удобным, безопасным и перспективным для каждого, кто здесь родился и остался жить.
За 60-летнюю историю Приморского телевидения многое поменялось. Но на собрании в ГТРК «Владивосток» не раз звучала мысль о том, что у сотрудников телевидения всех времён неизменными всегда должны оставаться уважение к своему зрителю и честное отношение к работе в телеэфире, сообщают «Вести: Приморье».
Об истории телевидения в Приморье
1 января 1956 г. во Владивостоке начал работу первый на Дальнем Востоке телевизионный центр с радиусом действия 100 километров. Была создана Владивостокская студия телевидения.
Кинематограф – прародитель современного телевидения – как известно, фактом своего существования, обязан двум французским изобретателям – братьям Луи и Огюсту Люмьерам.
Показанная ими короткометражка «Прибытие поезда» ознаменовала рождение киноискусства и стала первым шагом к созданию телевидения. Новый вид массовых коммуникаций развивался бурно. Практически во всех странах мира находились свои «братья Люмьеры», которые трудились над созданием оборудования, обеспечивающего передачу телеизображения и его прием.
В 1951 г. Совет министров тогдашнего СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Постановление положило начало созданию региональных телецентров. Сначала на Западе, потом на Востоке. На Дальнем Востоке первая экспериментальная телепередача состоялась весной 1953 г. Ее на свой страх и риск провели энтузиасты – радиоинженеры В.Е. Назаренко и А.С. Квач, доведя до практического результата опытные наработки многих своих коллег – радиолюбителей.
А два года спустя В. Назаренко и А. Квач – эти приморские «братья Люмьеры» — организовали сеансы телевизионных трансляций в кинотеатре «Уссури», используя собственное кустарное, но уже более усовершенствованное по сравнению с 1953 г. оборудование.
Развитием телевидения в крае всерьез заинтересовались партийные и советские власти. 1956 г. стал годом начала регулярного телевещания в Приморском крае. В статье «Телевидение в шестой пятилетке», опубликованной в газете «Красное знамя» 29 апреля 1956 г. К. Селезнев, назначенный директором Владивостокской студии телевидения, писал:
– Сейчас Владивостокская студия телевидения дает пять передач в неделю, из них одну днем по воскресеньям для детей. Передачи состоят, главным образом, из показа кинофильмов. Кроме этого, по субботам и воскресеньям передаются концерты, полученные из центральной студии телевидения.
Элементарность первых телевизионных передач объяснялась отсутствием профессиональных кадров, скудным техническим оборудованием, скромным производственным бюджетом студии.
Ветеран Приморского телевидения А.В. Гурьянова вспоминает, что студия начала свою работу со штатом в 38 человек. Сама Антонина Васильевна была принята на должность помощника режиссера. Режиссурой первых телевизионных передач занимался Заслуженный деятель искусств РФ В.И. Ромашов, замечательный чтец и организатор художественного радиовещания в Приморском крае.
«Под редакцию, – продолжает свои воспоминания А.В. Гурьянова, – нам выделили помещение красного уголка в здании по Уборевича, 20а, в котором размещался студийный комплекс Радиокомитета. (Позже в него въехал «Дальтелефильм».) В этой комнате мы все и находились. И редакторы, и режиссеры, и технические работники. Здесь я и увидела впервые Галю Торчинскую, принятую в штат студии на должность диктора. Это была очень красивая, яркая, итальянской внешности женщина. Мы все тогда находились под впечатлением от итальянского кино, и Галя напоминала мне героиню только что прошедшего по нашим экранам фильма «Утраченные грезы».
Ее муж – Марк Торчинский – возглавлял отдел информации в краевой газете «Красное знамя». На телевидении он вел спортивную тему. Замечательно комментировал футбольные матчи».
Первые месяцы 1956 г. дикторский голос на Приморском телевидении звучал исключительно за кадром. По техническим причинам, разумеется.
– Сейчас в телецентре, – делился К. Селезнев в уже цитировавшейся статье «Телевидение в шестой пятилетке», – заканчивается монтаж оборудования, что позволит кроме демонстрации фильмов и записей на пленку давать местные студийные передачи.
Наши зрители смогут видеть тогда спектакли местных театров, концерты артистов и ансамблей, приезжающих на гастроли в Приморье, а также участников местной художественной самодеятельности. Будут организованы общественно-политические передачи, выступления новаторов производства, беседы на научные темы и т.д. Особенно увеличится возможность разнообразить программы телевизионных передач с введением в строй второй камеры.
Статья К. Селезнева была опубликована 29 апреля 1956 г., а уже на следующий день усилиями все тех же В. Назаренко и А. Квача к эксплуатации была подготовлена студийная аппаратная, которая позволила проводить собственные телевизионные передачи.
Первый прямой эфир, ограничившийся чтением программы передач и приглашением посмотреть художественный фильм, провела Галина Торчинская. К слову сказать, на момент своего дебюта в прямом эфире Г. Торчинская не была единственным теледиктором. Вместе с ней азы дикторской профессии с увлечением постигала Эвелина Лысенко. Именно она запечатлена в фоторепортаже «Шестая пятилетка в действии», опубликованном в первомайском номере газеты «Красное знамя» за 1956 г. Вот что писала газета.
– Пять раз в неделю в квартирах сотен владивостокцев вспыхивают голубоватые экраны телевизоров. Звучит голос диктора: «Добрый вечер, товарищи! Начинаем телевизионную передачу…»
На нашем снимке – момент рабочей репетиции в телестудии. На переднем плане – главный режиссер телецентра В.И. Ромашов проводит репетицию с диктором Э. Лысенко. Справа – пионеры владивостокского телевидения А.С Квач, В.Е. Назаренко и оператор телецентра А. Вергун
Галину Торчинскую мы так же вправе назвать пионером Владивостокского телевидения. Она родилась 15 июня 1927 г. Ее жизнь трагически оборвалась 18 мая 1973 г. Четыре творчески наполненных года Торчинская провела в приморском телеэфире.
В 1960 г. она по личным обстоятельствам переезжает в Хабаровск. Работает на Хабаровской студии ТВ. Хабаровские телезрители должны помнить ее как диктора Галину Михайлову. Затем Торчинская переберется на Камчатку.
В этом небольшом очерке, рассказывающем о начале телевизионного вещания во Владивостоке, мы намеренно много внимания уделили Галине Торчинской. Ее лицо – первая «живая» картинка Приморского телевидения. Торчинскую некому было учить. Но ее поведение на телеэкране всегда отличала естественность и органичность. Она не была одинока перед телекамерой. В ее глазах отражались все мы, тогдашние «радиозрители». Понятия «телезритель» еще не существовало, и все владельцы первой телевизионной техники – «КВН–49» и «Темпов» — назывались радиозрителями. В практику телевещания еще не вошли новостные блоки – этот непременный атрибут телепрограмм. Не было жесткой отстроенности всего эфирного дня: от политического сюжета, от общественно значимого события, от материала на партийные темы – к теме художественной.
В те годы программа Владивостокской студии телевидения, к примеру, могла начинаться концертом участников художественной самодеятельности, продолжиться киножурналом «Наука и техника» и завершиться новым художественным фильмом «Мальва» (по М. Горькому) с обязательным предостережением: «Этот фильм детям до 16 лет смотреть не разрешается».
Именно так выглядела программа одного из телевечеров, напечатанная в первом выпуске газеты «Радиопрограммы» от 1 августа 1957 г. Как видим, и год спустя после начала регулярного телевещания во Владивостоке «радиозрителям» продолжают предлагаться передачи без выпусков новостей, без обязательных политических сюжетов, словом, без той идеологической схемы, которая со временем станет обязательной для советского телевидения.
Время это не заставит себя долго ждать. А пока на календаре – 1956 год. И диктор Галина Торчинская одну за другой предлагает «радиозрителям» интереснейшие встречи в прямом телевизионном эфире. Встречи с посетившими в этот год Владивосток Алексеем Баталовым, Татьяной Окуневской, эстрадной певицей Геленой Великановой, героями Олимпийских игр в Мельбурне и труппой Московского театра сатиры, который весь август 1956 г. с большим успехом гастролировал во Владивостоке.
Это было недолгое время, когда Приморское телевидение могло позволить себе оставаться телевидением без политических масок, «телевидением с человеческим лицом». И работать так, «чтоб не единой долькой не отступаться» от этого лица,
Но быть живым, живым и только.
Живым и только – до конца.
(Б. Пастернак).
См.: Теплиц Ежи. История киноискусства 1895–1927 гг. / пер. с пол. яз. – М.: Изд-во Прогресс, 1968. – С. 25 – 28; Ткачев В. Синяя птица… Полет продолжается? – Владивосток: Изд-во «Дюма», 2001. – С. 35–46; 52; Селезнев К. «Телевидение в шестой пятилетке» // Красное знамя. – 1956. – 29 апр.; «Шестая пятилетка в действии» // «Красное знамя». – 1956. – 1 мая; Программа передач Владивостокской студии телевидения с 4 по 10 августа 1957 г. // «Радиопрограммы». – 1957. – 1 авг.
Александр Брюханов, оригинал материала