
Научный сотрудник лаборатории экологии растительности хабаровского Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Александр Ермошкин вернулся из очередной поездки в верховья реки Кур. Вот что рассказа учёный о её результатах, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Верховья реки Кур – это север Хабаровского муниципального района Хабаровского края, хотя географически здешние места ближе к Комсомольску-на-Амуре, чем к краевому центру. До 1963 года эта территория считалась отдельным Кур-Урмийским эвенко-нанайским национальным районом.
«Оттуда я привёз новые сведения и биоматериал для дальнейших исследований нового для России рода — Pentactina, — рассказывает Александр Ермошкин. — Это редкое, занесённое в Красную книгу Хабаровского края растение, эндемик Баджальского хребта».
Растение открыла и описала экспедиция под руководством нынешнего руководителя лаборатории экологии растительности ИВЭП ДВО РАН доктора биологических наук, профессора Светланы Шлотгауэр ещё в середине 80-х годов прошлого века. Необычные кусты учёным удалось обнаружить вдоль русла пересекающей Баджальский хребет речки Ярап. Тогда ботаники определили этот вид, как разновидность широко распространённой на Дальнем Востоке спиреи, к названию которой прибавили фамилию первооткрывательницы: Spiraea Schlothgauerae. Образцы растения сохранились в гербариях Москвы и Новосибирска. Однако до 2012 года оно никому из исследователей на глаза в дикой природе не попадалось. Лишь при проведении сертификации лесов в бассейне реки Кур удалось заново обнаружить редкие кусты. Причём росли они, по словам Александра Ермошкина, необычайно густо и буйно.
Учёные сравнили описание растения с ботаническими каталогами соседних стран и выяснили, что с определением рода специалисты ошиблись.
«Обнаруженное растение не может относиться к роду спирея, у него совершенно иная конструкция цветка, — поясняет Александр Ермошкин. — Выяснилось, что открытый Светланой Дмитриевной Шлотгауэр кустарник, принадлежит к совершенно другому роду — пентактина (Pentactina)».
До этого единственным представителем этого рода считался вид Pentactina rupicola Nakai. Назван он по имени японского исследователя Такэносина Накаи (中井猛之進), который в начале прошлого века описал и систематизировал флору Кореи. Жители полуострова до сих пор были уверены, что пентактина растёт исключительно в их стране Утренней свежести. Растение, которые сами корейцы называют «гюмганг-ингамог» (금강인가목), стало одним из шести цветущих символов Кореи, по аналогии с сакурой для японцев. Про этот кустарник снимают фильмы, ими украшают парки и улицы.
Открытие учёных-биологов ИВЭП ДВО РАН разрушило исключительность корейской пентактины. Pentactina schlothgauerae стала вторым видом этого рода. В ближайшее время растение из дальневосточной тайги может быть внесено в Красную книгу России. Сейчас посадочный материал редкого кустарника уже ждут в ботаническом саду Сахалина. Возможно, последуют заявки и из других мест. Пентактина Шлотгауэр — вид, который сохранился в хабаровских дебрях с третичного периода.