
На фото: Индонезийские работники проходят практический курс обучения в УТЦ «Нарвал», май 2014
Трагедия в Охотском море с траулером «Дальний Восток» обнажила многочисленные проблемы отечественной рыбной отрасли. Одна из них – использование иностранной рабочей силы на промысле. Насколько оправдана такая практика и целесообразна, сегодня рассказывает управляющий Группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
На следующей неделе в Находке состоится торжественная встреча крабоконсервной плавбазы (КРКПБ) «Всеволод Сибирцев», завершившего первый промысловый рейс после возвращения судна под российский флаг. КРКПБ «Всеволод Сибирцев» – один из двух самых больших плавзаводов, оставшихся в мире. Вернуть в Россию его удалось в конце 2013 года, когда ЗАО «Южморрыбфлот» приобрело плавзавод у иностранной компании. Как отмечают специалисты, в ближайшие 20 лет у «Всеволода Сибирцева» конкурентов не будет, поскольку строительство подобного судна в России просто невозможно. Длина судна составляет около 179 метров, ширина – 28 метров, высота от киля до клотика – 45 метров, водоизмещение – около 26 тысяч тонн. По своим техническим характеристикам «Всеволод Сибирцев» действительно уникален – его мощности позволяют выпускать три вида продукции: мороженую, консервированную и кормовую. Общий объём суточной переработки сырца может достигать 650 тонн.
В течение двух лет Группа компаний «Доброфлот» (в неё входят ЗАО «Примрыбснаб», ЗАО «Южморрыбфлот», ОАО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир» и ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод», осуществляющие взаимосвязанную деятельность по добыче, производству и реализации рыбопродукции, а также судоремонту) привлекает для работы на своих плавзаводах индонезийских рыбообработчиков. Сегодня на КРКПБ «Всеволод Сибирцев» успешно трудятся 57 иностранных моряков.
«Подобная практика общепринята не только в мировом рыболовстве, но и морском флоте развитых стран, тем не менее, проект Группы компаний «Доброфлот» по привлечению иностранной рабочей силы из Индонезии является в своем роде уникальным для нашего региона, – говорит Александр Ефремов. – Сама по себе идея трудоустройства индонезийцев для работы в море не нова и обусловлена глобальными тенденциями специализации в разделении труда. Индонезия, Малайзия и Филиппины географически имеют самую протяжённую прибрежную полосу, что неизбежно сформировало их традиции, которые, в свою очередь, определили их предрасположенность к профессиям моряков и рыбаков. Трагедия, которая произошла в Охотском море с БАТМ «Дальний Восток», безусловно, повлияет на ситуацию с привлечением иностранных рыбаков на флот, но хотелось бы, чтобы оправданная в подобных случаях действенная реакция не привела к эмоциональным и поспешным решениям в данном вопросе. Как это зачастую бывает в российской контрольно-надзорной практике, поспешность и «кампанейщина» в вопросах обеспечения трудовыми ресурсами рыбной отрасли может значительно отбросить решение уже давно назревшей проблемы в условиях нарастающего кадрового голода. Я не берусь экспертно оценивать вопрос эффективности борьбы за живучесть интернациональных экипажей, но предполагаю, что всё же это вопрос навыков и обучения. Для меня очевидно другое – развитие мировой рыбной отрасли и российского рыболовства сегодня невозможно без привлечения иностранных моряков и рыбаков в соответствии с трудовым и миграционным законодательством.
Все индонезийские моряки, работающие у нас, имеют опыт работы в иностранных рыболовецких компаниях – США, Австралии, Кореи, Китая. В рамках соблюдения требований российского законодательства, до отхода плавзавода в море индонезийцы несколько месяцев прожили в общежитии Группы компаний «Доброфлот», чтобы пройти полное медицинское обследование, необходимое для работы в море. Они также прошли теоретические и практические тренировки и обучение в учебно-тренажерном центре моряков «Нарвал», для чего мы привлекали переводчиков, и только на основании этого были оформлены все необходимые для работы в море документы. Индонезийцы застрахованы по двум программам: страхование от несчастных случаев и болезней и страхование ответственности судовладельца. В связи с изменением порядка привлечения иностранной рабочей силы с 1 января 2015 года, предусматривающего обязательный экзамен по русскому языку в объёме необходимого для работы, истории и основам законодательства Российской Федерации, индонезийские работники проходят обучение в аккредитованном учебном центре».
О своих впечатлениях от России индонезийские рыбаки рассказали куратору проекта, руководителю направления подбора кадрового резерва Наталье Леоновой: «Летом у вас прохладно, 25 градусов – это как у нас ночью. А днём в моей деревне часто бывает 35 градусов Цельсия, иногда и больше. А ещё темнеет здесь поздно – в десять часов ещё светло! Невероятно! У нас уже часов в 5 вечера темнеет». «Интересная природа, деревья необычные. А зимой что с ними происходит, когда холодно становится? Погибают?» «Мне очень понравилось общаться с русскими – приятные, добрые люди». «Какое большое судно (Всеволод Сибирцев), я раньше никогда на таком не работал, только на небольших промысловых судах».
Для лучшего вхождения в коллектив группы компаний «Доброфлот индонезийские рыбаки летом 2014 года приняли участие в традиционном ежегодном футбольном турнире, посвящённом Дню рыбака.
«Индонезийцы показали себя дисциплинированными, ответственными работниками, – говорит Наталья Леонова. – Индонезия – страна с огромными рыбопромышленными традициями, и взаимный обмен опытом оказался полезен как приезжим, так и их российским коллегам».