
2022-2031 годы пройдут в России под знаком десятилетия науки и технологий. Указ об этом подписал президент страны Владимир Путин. Документом определены задачи десятилетия: «привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
С российской наукой последние несколько десятилетий обращались как с Золушкой: ставили на горох, одевали в старые тряпки, запрещали ходить на кремлевские балы, пишет в свежем номере еженедельника «Аргументы неделi» обозреватель отдела «Наука» издания Александр Чуйков:
- Понятие «Наука» в стране победившего монетаризма стало словом ругательным и неприличным. Что-то схожее с унизительным «совком», как называют «человека работающего» в отличие от «человека офисного».
Руководили российской наукой две категории начальников: люди, бесконечно от неё далёкие, науку не понимающие и отсюда её ненавидящие и, казалось бы, вышедшие из академической среды, но в силу личных обстоятельств ненавидящие её ещё сильнее, чем дилетанты.
Особенно «чморили» науку фундаментальную, прикладную же просто ликвидировали как класс. А академическая, несмотря на дуст безденежья и напалм унижения как-то выстояла, хотя и потеряла многое безвозвратно. В 2013 году институт фундаментальной науки – Российскую Академию наук вообще нивелировали, отдав её на откуп чиновникам из Федерального агентства научных организаций (ФАНО), а затем Миннауки. Наблюдать за этими начальниками смешно и грустно одновременно. С апломбом неучей они путают понятия и термины, ставят нерешаемые задачи и подменяют реальную работу правильными отчётами и прямолинейным пиаром.
Однако в 2014 году, после Крыма, нам объявили санкционную войну и оказалось (о, ужас!), что ни отечественных технологий, ни наукоёмких производств, ни своих семян или кроссов птицы в стране не осталось. Всё везли оттуда. И только наука могла бы эти проблемы решить.
Совершено неуправляемую структуру управления ломать не стали, никто не любит признаваться в своих ошибках, но перед наукой стали ставить действительно серьёзные задачи. Которые в существующих условиях оказались либо невыполнимыми, либо реальные решения подменялись практически фиктивной отчетностью. А именно числом публикаций в иностранных научных журналах, индексом цитирования, стостраничными отчётами, которые никто не читает. Были и примеры чистого незамутнённого чиновного бреда. Например, каждый учёный вне зависимости от темы исследования должен был в отчёте писать экономическую — до рубля (!) эффективность его работы! Интересно, что писали, например, астрофизики?
Фактически нормальную научную работу, которая должна оцениваться профессиональным экспертным сообществом, низвели к уровню чиновной статистики. И поэтому даже объявленной годом науки и технологий прошлый 2021 год никакими прорывными решениями не прославился. Зато отчётность по числу выставок, конкурсов типа «юный учёный» и прочей мишуры была в полном порядке. Как и освоение миллиардов тематических рублей. Зато «забыли» об аспирантах, чья стипендия не то, чтобы жить, а банально выжить не позволяет. А ведь это те самые молодые учёные, о которых твердят со всех трибун.
По указу Путина сформирован некий координационный комитет по проведению Десятилетия науки и технологий, его сопредседателями стали помощник президента Андрей Фурсенко и зампред правительства Дмитрий Чернышенко. В составе совета всего один представитель академической науки и 29 чиновников. Прорыв это или профанация?
Александр Чуйков
Источник: https://argumenti.ru/opinion/2022/04/769374