Царственный Владивосток в дни его посещения наследником российского престола весной 1891 года

путешествие цесаревича by .
Будущий российский император Николай II отправился на Дальний Восток в возрасте 22 лет, когда пребывал в статусе наследника. Маршрут путешествие пролегал через Суэцкий канал и Индийский океан. Чтобы избежать дипломатических проблем с турками, цесаревич отправился на поезде не в Одессу, а через Варшаву (тогда российский город) и Вену в порт Триест на Адриатическом море. Там его ждал крейсер «Память Азова», на котором он добрался до Владивостока, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Во время остановки в Египте цесаревич осматривал Сфинкса и пирамиды. Полтора месяца провёл в Индии и на Цейлоне, где катался на слонах и охотился на леопардов, неделю гостил у сиамского короля. Добравшись до Индонезии, охотился на крокодилов, в Китае — осматривал чайные плантации.
Прибыв в Японию, сделал модную татуировку в виде цветного дракона на правой руке. На островах наследник должен был провести целый месяц, однако 11 мая 1891 года он чудом пережил покушение со стороны фанатичного самурая-одиночки, который ранил цесаревича саблей в голову.

Несмотря на извинения японского императора, он скоро покинул отказавшуюся негостеприимной страну. По свидетельству очевидцев, с тех пор будущий император испытывал неприязнь к японцам, называя их «макаками». 18 мая Николай отпраздновал своё 23-летие прямо на борту крейсера, а спустя пять дней увидел приближающийся берег Владивостока. Город наследник рассматривал, стоя на палубе «Памяти Азова».
Морской фасад Владивостока ему понравился, о чём свидетельствуют строки из личного дневника: «Приятно, проплавав столько времени и побывавши в разных странах, неожиданно очутиться на Родине, на берегу Тихого океана… Мне очень нравится вид на город с рейда. Во многом он мне напоминает Севастополь с его многочисленными бухтами…».

К приезду наследника престола во Владивостоке на Адмиралтейской пристани построили из камня в старорусском стиле «Триумфальные ворота», украшенные иконой Николая Чудотворца, гербами Владивостока и Приморской области. Цесаревича встречало всё высшее начальство дальневосточного края, начиная с барона Андрея Корфа – Приамурского генерал-губернатора.

Но в день своего прибытия в город Николай так и не сошёл на землю Владивостока, как сообщалось официально – «по случаю дурной погоды». Реальную причину цесаревич записал в личном дневнике: «На пристани уже была устроена встреча и стояли войска. Но я не мог съехать из-за чересчур большой повязки на голове…».

Всю церемонию встречи наследника повторили спустя сутки. 24 мая 1891 года дальневосточный берег России под грохот салюта, звон колоколов и крики «ура» впервые ступила нога царственной особы – будущего императора.
Во Владивостоке наследник российского престола провёл одиннадцать дней.
Цесаревич принял участие в закладке трёх важнейших объектов и одного памятника: собственноручно укрепил цементным раствором первый камень в подножие монумента адмиралу Геннадию Невельскому, сыгравшему немалую роль в закреплении России на берега Амура.

На следующий день, 30 мая, наследник участвовал в закладке большого дока, строительство которого позволяло превратить Владивосток в полноценный порт с возможностью ремонтировать здесь любые суда. Сухой док назвали в честь наследника – «Док цесаревича Николая».

Утром 31 мая, согласно замыслу царствующего родителя, императора Александра III, цесаревич символически начал строительство Транссиба.
Покинул Владивосток наследник 2 июня 1891 года, среди подарков он вёз и шкуру уссурийского тигра.

О путешествии цесаревича на восток позднее написал Эспер Эсперович Ухтомский – князь из рода Рюриковичей. Поэт, журналист, социолог. После возвращения в столицу он был избран членом Русского географического общества. Сопровождал наследника, будущего императора Николая II в его путешествии на Восток на крейсере «Память Азова».

Праздничные обеды и ужины, устроенные в честь экспедиции цесаревича на обратном пути в Благовещенске, Чите, Нерчинске, Уральске выявили гастрономические вкусы Николая. «Местные продукты, как-то: осетрина, икра, «каймак» (сгущённые топлёные сливки) играли всюду большую роль. Тем не менее уральская хлеб-соль, видимо, пришлась Цесаревичу по вкусу, так как оказалось, что Его Высочество любит простую здоровую пищу», — писал князь Ухтомский.

Путешествие наследника Николая Александровича можно было бы считать в общем-то заурядным делом, если бы не несколько моментов, которые превратили его в уникальное для русской жизни конца XIX века событие и в крупнейшее военно-дипломатическое действие императора Александра III.

Наследник престола установил личные дипломатические связи с правящими династиями как на Западе, так и на Востоке, путешествие способствовало укреплению контактов между Россией и другими странами. Например, Николай подружился с сопровождавшим его в путешествии греческим принцем Георгом, установил дружеские отношения с королём Сиама Рамой V Чулалонгкорном. В то же время это путешествие стало прекрасной демонстрацией усиления военной мощи России во всем мире и в первую очередь, на Дальнем Востоке.

Путешествие началось 23 октября 1890 года, когда наследник после молебна покинул Гатчину, и завершилось 4 августа 1891 года его прибытием в Царское Село (даты по старому стилю).

Серия книг «Великие путешествия» издаётся с 2008 года. В их основу легли дневники, документальные очерки и повествования знаменитых путешественников всех времен. Книги данной серии содержат множество рисунков, фотографий и иллюстраций, сообщает страница находкинских краеведов в соцсети Вконткте, представляя книгу Э. Э. Ухтомского «Путешествие на Восток наследника цесаревича» (к 130-летию со дня пребывания цесаревича Николая во Владивостоке и Приморской области).

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.