Минтаевая путина, не успев начаться, уже может стать убыточной для рыбодобытчиков: забитые трюмы и отсутствие традиционного рынка сбыта ставят под сомнение перспективы получения прибыли, отмечает в своей аналитической статье «Восток-Медиа». Несмотря на все усилия, которые предпринимали российские власти, Китай открывать свои порты для российского улова не спешит. Выходом для рыбодобытчиков в этой ситуации могут стать сделки по низким ценам — иначе всю добычу придётся отправить в утиль, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
О том, что этот момент наступит, говорили ещё в конце прошлого года, когда Китай закрыл для российских рыбаков последний порт. Власти Поднебесной, привыкшие решать все проблемы с COVID-19 жёстким карантином, заподозрили в появлении болезни на своей территории именно наших рыбаков. Все попытки российского внешнеполитического ведомства решить этот вопрос на высшем уровне ни к чему не привели. Ни потеря доходов, ни шантаж с введением эмбарго на китайские мандарины, похоже, не пугают наших соседей так, как вероятность второй волны пандемии. В итоге минтаевая путина, начавшаяся в тихоокеанских водах с началом января, оказалась без главного своего потребителя.
В течении двадцати пяти последних лет львиную долю (до 70 процентов) выловленного минтая российские рыбаки продавали именно Китаю. А треть от всей нашей рыбодобычи приходится именно на минтай. Именно поэтому отсутствие возможности сбыть продукцию в китайских портах грозит рыбакам не просто упущенным доходом, а полным крахом.
«Ситуация настолько серьёзна, что к ней подключались все уровни власти. Даже зампред правительства и полномочный представитель президента Юрий Трутнев во время своего последнего визита во Владивосток не намекал, а требовал организовать переработку минтая на нашей территории, — комментирует ситуацию независимый экономист Александр Киктенко. — Однако требовать — это одно, а сделать – совсем другое. Итог предсказуем: рыболовецкие суда забиты рыбой под завязку, холодильники на берегу тоже. И это в самом начале путины. Ещё немного и рыбодобытчики будут вынуждены сбрасывать цены, чтобы освободить свои производственные мощности».
И с этим мнением эксперта нельзя не согласиться. На оптовом рынке цена на сырой минтай уже упала в два раза. Сейчас за тонну просят 60 -70 тысяч рублей. Но и при такой цене сбыть свой улов рыбакам удаётся далеко не всегда. Крупные отечественные рыбопереработчики, не безосновательно полагая, что в ближайшее время Китай всё же не откроет свои порты, ждут предложения в 40 тысяч рублей за тонну. И, по всем законам экономики, оно обязательно появиться. В противном случае рыбаки рискуют потерять всё.
Впрочем, оптовики сейчас выжидают: пока сложно предугадать, насколько в конечном счёте опуститься цена. И сейчас никто не рискует покупать минтай, выжидая рыночного минимума.
«Никто не хочет недополучить прибыль или, наоборот, переплатить», — комментирует ситуацию президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синёв.
Данная ситуация до боли напоминает 2009 год, когда рекордная лососёвая путина вышла рыбакам боком. Тогда улов дальневосточного лосося «потянул» на полмиллиона тонн. Железная дорога (РЖД) же, в свою очередь, была совсем не готова к таким рекордам и перевалка рыбы оказалась полностью парализована. В итоге оптовики скупали рыбу по оптовым ценам. И рыбаки были вынуждены соглашаться на их предложения, чтобы заработать хоть что-то.
Сейчас ситуация повторяется. В далёком 2009 году Федерального антимонопольная служба (ФАС России) совсем не возбудилось по поводу картельного сговора оптовиков. Скорее всего не произойдёт этого и в нынешнем году. Именно поэтому рыбаки, не надеясь на государственного регулятора, с опаской посматривают на закупочные цены минтая. И им есть чего опасаться.
Минтай, даже на специально оборудованных судах не может храниться вечно, к тому же, если сейнер забит рыбой под завязку, он не ловит, а, значит, его владелец терпит убытки. Судно нужно заправлять и обслуживать, команде нужно платить зарплату. Поэтому сделки с супер низкой ценой пока одиночные, но уже происходят. А, значит, обвал рынка неминуем. Некоторые рыбаки пытались удержаться на плаву за счёт рынков Японии и Южной Кореи, однако там потребление минтая не идёт ни в какое сравнение с Китайской Народной Республикой.
Кроме всего прочего не нужно забывать, что порты нашего «большого соседа» закрыты именно для российских рыбаков. Суда же Америки и Австралии, например, спокойно разгружаются у причальных стенок Даляня. Почему? Потому что американцы, в отличии от наших судовладельцев, угрозы Китая приняли всерьёз сразу и без возражений стали выполнять предложенные Поднебесной карантинные меры.
Отечественные же рыбаки до последнего надеялись, что ситуация с перекрытием портов временная и скоро разрешится в их пользу. Теперь же они вынуждены терпеть убытки и сбрасывать цену на свою продукцию. Однако не стоит надеятся, что из-за этого минтай подешевеет в российских магазинах. По данным Ассоциации добытчиков минтая, в прошлом году оптовая цена на продукцию из минтая упала больше чем на 35 %, а вот розничная цена на филе минтая напротив выросла на 3-25 %, а на полуфабрикаты рост вообще составил более 30 %. Повторение подобной ситуации можно вполне ожидать и в нынешнем 2021 году.