Как моряки Дальневосточного морского пароходства возили ядерные ракеты на Кубу

Американский самолёт над советским торговым судном

Американский самолёт над советским торговым судном

Ровно 55 лет назад наша планета впервые реально оказалась на пороге полномасштабной ядерной войны. Не последнюю роль в ее предотвращении сыграл Владивосток, информирует «Тихоокеанская Россия».

Летом 1961 года США установили возле турецкого города Измира первый дивизион ракет «Юпитер» с ядерными зарядами, которые за 10 минут могли достичь Москвы. В ответ СССР практически незаметно разместил на Кубе ракеты среднего и промежуточного радиуса действия с ядерными боеголовками, способные за 20 минут долететь до Вашингтона и Хьюстона. Сами ракеты, обслуживающий персонал, подразделения разведки и охраны секретного объекта с техникой и оружием доставлялись на остров Свободы из Мурманска и Владивостока.

Весь мир тогда замер в ожидании атомной войны. Ядерное противостояние запомнилось человечеству под названием Карибского кризиса…

…В начале нынешнего года группа депутатов Государственной Думы заявила, что участники военной операции на Кубе в период Карибского кризиса несправедливо лишены ветеранских льгот. И предложила приравнять к ветеранам боевых действий участников военно-стратегической операции «Анадырь» в Центральной Америке в начале 1960-х годов.

На сегодняшний день ветеранами боевых действий по закону признаны участники гораздо менее известных конфликтов, чем этот. По мнению парламентариев, необходимо восполнить пробел в законодательстве и включить участников Карибского кризиса в список ветеранов. В период той операции, которая, как считается, не сопровождалась боевыми действиями, все же были столкновения с противником.

Участие воинов-кубинцев в боевых действиях подтверждается множеством фактов. Усилиями советских военных были предотвращены диверсии по подрыву и уничтожению ядерных боеприпасов. Самолеты США забрасывали на парашютах на территорию Кубы формирования контрас, которые вели обстрел позиций советских ПВО, подрывали катера с нашими экипажами, осуществляли другие диверсии.

За проявленное мужество и воинскую доблесть воины-интернационалисты были награждены боевыми орденами и медалями. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР №1739 от 1 октября 1963 года 205 участников операции «Анадырь» удостоились медали «За боевые заслуги». Эти данные приводят в пример депутаты Госдумы.

Более полувека назад на Кубе служило несколько десятков тысяч советских офицеров и солдат срочной службы, призванных в том числе и из Приморья. Многие из них уже упокоились с миром, а оставшиеся в живых находятся на заслуженном отдыхе.

За короткий срок на острове Свободы была сосредоточена мощная группировка советских войск. В ее состав входили вертолетный полк, четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрильи истребителей и легких бомбардировщиков, два подразделения крылатых ракет радиусом действия 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также 12 установок систем ПВО С-75 (144 ракеты). Каждый мотострелковый полк насчитывал 2500 человек, танковые батальоны оснащались новейшими тогда танками Т-55. Стоит отметить, что это была первая в истории СССР армейская группировка с баллистическими ракетами.

Кроме того, на Кубу направлялась и группировка ВМФ. С Северного и Тихоокеанского флотов к ее берегам прибыли два крейсера, четыре эсминца, 12 ракетных катеров, 11 подлодок (из них семь – с ядерными ракетами). На пике советского присутствия на острове и рядом с ним находилось 50874 военнослужащих Вооруженных сил СССР.

Отдельно стоит сказать о режиме строжайшей секретности, в котором происходила доставка войск и техники. Генштаб разработал операцию прикрытия под кодовым названием «Анадырь». По мнению составителей плана, это должно было ввести американцев в заблуждение в отношении места назначения грузов. Всем советским военнослужащим, техническому персоналу и другим сопровождавшим грузы тоже говорили, что они из Владивостока или Мурманска направляются на Чукотку.

Одновременно из приморских портов для поддержания легенды валом шли суда с промышленными грузами в Анадырь, Певек, Провидения и Эгвекинот.

Несмотря на масштабное прикрытие, у операции был один существенный изъян: невозможно было скрыть ракеты от регулярно облетавших Кубу американских самолетов-разведчиков. Для переброски войск выделили 85 кораблей и торговых судов. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначения. Каждому вручали запечатанный пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии первого помощника капитана – замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контактов с кораблями НАТО.

Операция была проведена блестяще. Американцы обнаружили советские войска на Кубе лишь тогда, когда были смонтированы все ракетные установки с ядерными ракетами и установлены все средства ПВО. Руководство США билось в истерике. Но изменить уже ничего не могло. Угроза удара по Америке стала реальной.

Месяцы напряженного противостояния, прошедшего в буквальном предчувствии начала атомной войны, закончились отказом США от военного вторжения на Кубу и выводом с острова советских подразделений.

Для перевозки баллистических ракет и боеголовок к ним, зенитного ракетного вооружения, военной техники и тяжелого оружия из Владивостока было задействовано несколько судов Дальневосточного морского пароходства. В их составе был и теплоход «Оренбург» под командованием прославленного капитана Георгия Лебедева, с которым много лет дружил автор этих строк.

Георгий Михайлович Лебедев – единственный российский капитан, официально отмеченный в Книге рекордов Гиннесса: он стоял на капитанском мостике до 80 лет, что было подтверждено в лондонской штаб-квартире Гиннесса международным сертификатом.

В свой первый рейс после окончания морского техникума во Владивостоке Георгий Лебедев отправился еще в далеком 1938 году радистом на буксире «Алаид». И на 60 лет связал свою судьбу с ДВМП. У него было множество государственных наград, в том числе и за бессменную работу во время Великой Отечественной
войны: он трудился на пароходах на линии Сиэтл – Владивосток, перевозивших по ленд-лизу тяжелую боевую и гражданскую технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, топливо. Георгий Михайлович прошел все ступени штурманской карьеры. Несколько десятилетий был капитаном, водил по всем морям и океанам теплоходы «Сунгари», «Оренбург», «Черкассы» и «Обь».

Так вот, в его морской биографии была и особо памятная страница. Во время Карибского кризиса Лебедев доставлял на остров Свободы баллистические ракеты. Последний рейс проходил уже во время морской блокады острова боевыми кораблями США, имевшими приказ на уничтожение всех рвавшихся к Кубе советских судов.

Капитан из Владивостока имел все основания дать приказ лечь на обратный курс. Лебедев принял решение в случае необходимости идти на таран и прорываться к острову. Остановить для досмотра «Оренбург» американцы так и не решились.

За эти рейсы Георгия Лебедева официально наградил лидер кубинской революции Фидель Кастро, а для вручения ордена Хосе Марти – одной из высших наград Кубы – на борт судна поднялся его брат и нынешний руководитель островного государства Рауль Кастро.

Капитан организовал для почетного гостя экскурсию по теплоходу и угостил по русскому обычаю флотским обедом. Рауль Кастро был очень доволен гостеприимством. Но самое главное, чем было довольно кубинское руководство, – то, что все военные грузы были доставлены по назначению.

Кстати, экстремальные рейсы в практике капитана Лебедева случались и позже. В сентябре 1973 года судно под его управлением пришло в порт Вальпараисо как раз к началу военного переворота в Чили, который устроил генерал Пиночет. Экипаж советского теплохода спрятал на борту нескольких чилийских коммунистов и граждан СССР, работавших в Чили по контрактам. А когда для обыска нагрянули пиночетовские контрразведчики, Георгий Лебедев указал им на развевающийся флаг Советского Союза и объяснил, чья это территория. За то, что представителям хунты не удалось досмотреть каюты и трюмы, теплоход под разными предлогами несколько дней не выпускали из порта в море.

Ветеранами признаны участники боевых действий в Алжире в 1962–1964 годах, в Сирии в 1970-м, в Йеменской Арабской Республике в 1960–1961 годах, в Республике Мозамбик в 1967–1969-м, в Бангладеш в 1972–1973-м, во Вьетнаме в 1965–1975-м, в Афганистане в 1979–1989-м и ряде других стран, а также в Чеченской Республике в 1994–1996 и 1999-2000 годах.

Депутаты Госдумы от КПРФ обратились к президенту России Владимиру Путину с предложением возобновить работу центра радиоперехвата в Лурдесе и разместить российские ракетные комплексы на Кубе для защиты интересов России и ее союзников по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причиной стало намерение США разместить ракетные пусковые установки типа HIMARS на юго-востоке Турции.

«Тактико-технические характеристики указанного вооружения позволяют использовать ракеты с радиусом действия до 500 км. Таким образом, создается потенциальная угроза союзнику России по ОДКБ – Армении. Необходимы сопоставимые меры в ответ на действия США», – говорится в обращении. Также в нем подчеркивается, что подобное решение может быть принято в рамках действующего Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Кубой.

Николай Кутенких, «Владивосток»

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.