
206 лет назад, в феврале 1818 года «История государства Российского» Карамзина дошла до читателей, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Сразу восемь томов объёмного труда поступили в продажу. Его автор – Николай Михайлович Карамзин в ту пору был одним из самых популярных писателей. Его называли «русским Стерном», напоминает интернет-ресурс «ЛИТЕРАТУРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ».
В 1804 году Карамзин удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя летописанию российской истории. Этот труд должен был открыть национальную историю для русского общества, которое, к слову, прошлое Древнего Рима и Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Идею поддержал император Александр I, даровавший Карамзину официальное звание «российского историографа».
Монаршее одобрение позволило ему «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся».
Первое издание «Истории Государства Российского» в восьми томах Николая Михайловича Карамзина, которое финансировал сам Александр I, печаталось одновременно в нескольких типографиях в течение 1816 – 1817 годов.
Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое осуществил Иван Сленин. В 1821 году появился девятый том, а в 1824 году следующие два. Закончить двенадцатый том Карамзин не успел, спустя почти три года после смерти автора по его черновикам том к печати подготовили Константин Сербинович и Дмитрий Блудов.
Исторические факты Карамзин собирал из древних летописей. И именно им была найдена Ипатьевская летопись.
Многочисленные детали и подробности, дабы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение. Так, попытка реставрации Троицкой летописи, уничтоженной пожаром 1812 года, значительно основывалась на примечаниях Карамзина.
В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. В традиции классицизма Карамзин нередко завершал повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением.
Выход в свет «Истории государства российского» стал значимым событием в общественной жизни страны и значительным этапом в развитии литературной прозы. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием, – писал Пушкин. – Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чём ином не говорили…»…