Родившийся 134 года назад великий американский актёр Чарли (Чарльз Спенсер) Чаплин (1889 — 25.12.1977) всегда чётко выражал свою гражданскую позицию, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Особенно ярко это проявилось во время Второй мировой войны, когда Чаплин активно выступал за открытие союзниками второго фронта. В критически дни 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, Чаплин выступил с сорокаминутной речью в Сан–Франциско, причём, начал её с обращения «Товарищи!»
Чаплин тогда подчеркнул: «Мне нет нужды быть коммунистом, достаточно быть просто человеком. Русские — наши союзники, и они борются не только за свою страну, но и за нашу. Давайте мы потребуем: немедленно открыть второй фронт!»
В июле 1942 года, когда немцы вышли к Волге и старались захватить Сталинград , Чаплин ещё более эмоционально выступил перед 60 тысячами американцев, собравшихся в нью-йоркском парке Медисон-сквер. Люди слушали молча, не прерывая выступление, так как обращение транслировалось из Голливуда по телефону. Чаплин заявил: «Россия сражается у последней черты. Но эта черта — и последний оплот союзников. Мы не можем позволить себе потерять Россию, потому что там проходит последняя линия фронта защиты демократии». Отклоняя предложения договориться с Гитлером, он предупреждал, что тогда «любая оппозиция нацистскому порядку будет сметена с лица земли. Прогресс человечества будет приостановлен. Права меньшинства, права рабочих, гражданские права — все это уйдет в прошлое. На земле воцарится его жестокий порядок». Чаплин вновь призывал: «Давайте действовать! Больше бомб на Берлин! А главное — немедленно откройте второй фронт!»
Но союзники открыли второй фронт только тогда, когда поняли и испугались, что Советский Союз сумеет и без помощи разгромить гитлеровцев и освободить от фашизма всю Европу.
Чаплину же, когда главным врагом Запада снова стал Советский Союз, в Америке всё припомнили: его стали обзывать попутчиком красных, прихвостнем коммунистов, требовали выслать в Россию. Актёра собирались обвинить в антиамериканской деятельности, но власти США испугались перспективы стать объектом его сатиры. Зато когда Чаплин решил совершить поездку в Европу, обратный въезд в Штаты ему закрыли. Избрав местом своего жительства Швейцарию, актёр лишь через 20 лет вновь посетил США, чтобы во второй раз удостоиться почётного «Оскара» за бесценный вклад в превращение кино в искусство XX века. Его встретили овацией, не достававшейся никому за всю историю оскаровских церемоний.