Из-за учёной полемики о классификации это морское млекопитающее в течение двух веков не раз менял свои латинские названия. Наконец, в середине ХХ века ему дали очередное, одиннадцатое по счёту, ставшее в итоге общепринятым: Enhydra lutris lutris – морская выдра, камчатский бобр, он же калан обыкновенный или азиатский. В англоязычной литературе также встречается Russian sea otter – русский калан, обитающий в водах Камчатки, Курильских и Командорских островов, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Коряки, коренные жители северной Камчатки, издавна звали его «кала́га» («кола́ха») – в переводе попросту «зверь».
Калан был частью культуры и фольклора камчадалов, алеутов и айнов, проживавших в местах его обитания. Они считали, что калан произошёл от человека. Одна из алеутских легенд говорит о двух влюблённых, которые бросились в море и обратились в каланов. Полагают, что у северных народов в прошлом даже мог существовать культ калана. А сегодня калан изображён на гербе Северо-Курильского городского округа.
В повадках каланов учёные действительно видят много особенностей, придающих сходство с человеком. Кроме того, до эпохи массового истребления доверчивый зверь совсем не боялся людей, встречал их с наивной доброжелательностью. А ещё этим животным свойственна взаимопомощь и совершенно трогательная забота о потомстве.
Каланы полигамны – в одно и то же время у самца обычно несколько «жён». Самец проводит с самкой 3-5 дней, охраняя её от других претендентов, но драк почти не бывает – самцы «разбираются», принимая угрожающие позы. Затем кавалер покидает даму, и всё бремя вынашивания и воспитания потомства ложится на её плечи.
У каланов почти всегда рождается один детёныш. Выживают далеко не все: в среднем около 30% из них погибает в первый год жизни. Может быть, поэтому каланы – идеальные мамочки.
До полугода, а иногда и дольше, каланий малыш зависим от мамы – она держит его на своем животе, кормит, вычёсывает, обучает. Изредка и ненадолго мать оставляет дитя на камнях или на воде, пока ныряет за едой для себя, и тогда кроха отчаянно пищит. Маленький каланчик может сам держаться на воде «поплавком», лежа на спине, но плавать, добывать пищу и причесываться не в состоянии. А причесываться калану жизненно необходимо – уникальный густейший мех без этого слипнется, и зверек может смертельно простудиться. Мамы-каланы нежно ласкают детёнышей, а «непослушников» учат шлепками. И здесь учёные тоже находят большое сходство с поведением людей.
Самка никогда не бросит детёныша, она скорее погибнет с ним вместе. Увы, этим часто пользовались охотники на морского зверя. Георг Стеллер вспоминал: «Любовь их к потомству так велика, что они ради него готовы подвергнуться явной смертельной опасности; лишившись детёнышей, они плачут во весь голос, точно маленькие дети, и убиваются до такой степени, что в течение десяти-четырнадцати дней, как мы наблюдали на ряде случаев, становятся худыми, как скелеты, болеют и слабеют и не желают уходить с берега в море. Во время бегства они держат сосунков зубами, а больших детёнышей гонят впереди себя».
Тревожная статистика
К началу ХХ века доверчивый калан был почти полностью истреблён из-за уникального ценного меха. Тогда наконец приняли меры охраны, и каланов спасли: в течение 50 лет шло медленное восстановление численности вида. Но в последние годы численность каланов катастрофически падает по неизвестным причинам. За 10 лет на Курильских островах популяция уменьшилась на 70-80%. Так, на острове Уруп в 1991 году насчитывалось две с половиной тысячи каланов, а к 2021 их число сократилось в 4 раза.
Причины катастрофы неизвестны. Резкая деградация вида влечёт за собой другие разрушительные последствия. Калан занимает верхние ступени пищевой цепи, его исчезновение может говорить о деградации морских экосистем Тихого океана. Проблема требует срочных решений.
Для выяснения причин стремительного падения численности и разработки мер по спасению калана необходимы специальные исследования. Для этого Всемирный фонд дикой природы запускает проект по изучению и сохранению каланов Курильских островов.
Экспедиция в основные исторические местообитания калана в районе Курильских островов позволит собрать нужные данные, выяснить причины гибели популяции. На основе обработанных данных специалисты надеются предложить меры по решению проблемы и сохранению каланов, обитающих на территории России.
На организацию экспедиции в рамках проекта по изучению и сохранению калана в России необходимо собрать 5 миллионов 440 тысяч рублей. Благодаря вам, мы почти собрали нужную сумму.
Осталось совсем немного – собрать деньги на экспедицию, из необходимых 5 миллионов 440 тысяч рублей не достаёт всего 14% от суммы.