Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького продолжает свой исторический лекторий «Владивосток и его Гиляровские». Очередную встречу с читателями провёл начальник кафедры естественно-научных и специальных дисциплин Дальневосточной пожарной-спасательной академии (филиала Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России) подполковник внутренней службы кандидат исторических наук Павел Валентинович Виноградов. Вниманию аудитории он представил свою лекцию «Пожарная охрана Владивостока на рубеже XIX-XX веков», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Широко известно выражение, что человек может бесконечно долго смотреть на огонь, воду и другого работающего человека. А всё перечисленное вместе можно увидеть именно на пожаре.
Огненная стихия издревле наносила людям громадный урон – на Руси пожары порой уничтожали целые города. Неоднократно горела даже Москва: в четырнадцатом веке пламя всего за два часа практически уничтожает всю столицу, включая Кремль и посады, а огненная буря 1547 года уносит несколько тысяч жизней москвичей. По словам Павла Виноградова, вплоть до пятнадцатого века на единичные и локальные возгорания никто и внимания не обращал, пожаром считалось происшествие, когда одновременно горели 100-200 домов, только тогда на борьбу с огнём бросались всем миром.
Власти озаботились организацией пожарной охраны лишь в середине семнадцатого века. При царе Алексее Михайловиче появляется «Соборное уложение», в котором строго регламентировалось соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах. В апреле 1649 года выходит царский «Наказ о Градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров. День подписания государем этого документа – 30 апреля 1649 года позже стал считаться датой рождения всей пожарной охраны в России.
Павел Виноградов познакомил собравшихся с историей создания и развития пожарной охраны в стране.
В годы правления Петра I в России была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, а при Адмиралтействе построено первое пожарное депо, в Голландии закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. Петровский завет: «… и беречь от огня богатства государства Российского…» до настоящего времени остается актуальным.
Павел I учреждает пожарные команды и в Санкт-Петербурге, и в Москве. При Александре I у огнеборцев появляется форма и пожарные каски. В годы царствования Николая I началась планомерное и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. И вскоре одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Обычно она была самой высокой точкой, откуда просматривались не только городские окраины, но и близлежащие сёла.
Первое упоминание о необходимости создания пожарной охраны во Владивостоке относится к 1874 году, об этом говорится в докладе главного командира портов Восточного океана контр-адмирала Кроуна.
Через два года, 1 августа (19 июля по старому стилю) 1876 года Владивостокская городская управа, в лице городского головы М. Фёдорова, передаёт в распоряжение полицмейстера две приобретённые пожарные помпы с принадлежностями и инвентарь и обязывает приставить к ним трёх нижних чинов для применения ими полученных средств для тушения пожаров. Позднее городская управа предоставляет помещение для пожарной команды и для хранения пожарного оборудования. А в 1877 году для пожарной команды приобретаются 8 лошадей и пожарные бочки на телегах.
Первые пожарные части Владивостока – Суйфунская и Манчжурская, кстати, здание первой, располагающееся на улице Уборевича, и по сей день используется по своему назначению. Позже в городе появились пожарные части в Голубиной пади, на территории военного порта (в районе современного 33 причала) и в торговом порту.
Пожары в городе случались довольно часто, о чём сообщали местные газеты. Павел Виноградов привёл любопытные выдержки из сводок происшествий, публиковавшихся на страницах «Далёкой окраины», в частности, зачитал заметку о возгорании на подворье Поздеева и нерадивом отношении полицейских чинов к происшествию, о котором поведал случайный свидетель пожара – судейский чиновник, возвращавшийся после полуночи из ресторана на извозчике в компании с двумя дамами…
Самым пожароопасным районом Владивостока, по словам Павла Виноградова, на рубеже XIX-XX веков был Семёновский покос (ныне это район Спортивной гавани и стадиона «Динамо»). События ночи 7 декабря 2022 года вновь подтвердили огнеопасную репутацию этого места в городе – в начале первого часа ночи (в 00:57) на телефон пожарно-спасательной службы поступило сообщение о возгорании в здании популярного у жителей ресторана Zuma.
Помещение общей площадью около 500 квадратных метров огнём уничтожено практически дотла. Эксперты в сфере ресторанного бизнеса полагают, что причиной пожара мог стать мангал с открытым огнём. По сообщению начальника службы пожаротушения ФПС ГПС ГУ МЧС России по Приморскому краю Дениса Бекирова, оперативные и профессиональные действия огнеборцев помогли не допустить распространения огня и перехода его на рядом стоящие здания. В тушении пожара были задействованы 72 человека личного состава и 16 единиц пожарной техники.
Лекция «Пожарная охрана Владивостока на рубеже XIX-XX веков» вызвала живой интерес у горожан, причём, почему-то большей частью у представительниц прекрасной половины человечества. Дам интересовало, случались ли в городе сильные пожары, какой район Владивостока горел чаще других, когда и где появились первые пожарные машины, кто был первым владивостокским брандмайором?.. Павел Виноградов подробно ответил на все вопросы и заверил слушателей, что их ждут новые увлекательные подробности из истории пожарной охраны Приморского края, с которыми он познакомит на новых встречах в Приморской краевой публичной библиотеке им. А.М. Горького.