Японские медики провели первую в мире операцию по спасению печени новорожденного стволовыми клетками. Младенец страдал редкой генетической патологией, из-за которой в его крови накапливался аммиак. Ему требовалась пересадка печени, однако сразу после рождения проводить трансплантацию слишком опасно. Чтобы восстановить обмен аммиака в организме ребенка, врачи ввели в его кровоток клетки печени, полученные из эмбриональных стволовых клеток. В течение нескольких дней следы интоксикации исчезли, а после печень благополучно заменили на новую. Детали процедуры можно найти в пресс-релизе японского Национального центра здоровья и развития детей, информирует «Тихоокеанская Россия».
Эмбриональные стволовые клетки — самые могущественные из стволовых клеток, которые, тем не менее, в медицине почти не применяют. Дело в том, что их получают из ранних зародышей человека, и следовательно, невозможно наладить их поточное производство. Кроме того, использовать их довольно опасно: внутри организма они могут дифференцироваться в любой клеточный тип и образовать опухоль.
Японские врачи придумали новый способ использовать эмбриональные стволовые клетки — выращивать из них гепатоциты (клетки печени). Дело в том, что в других странах — например, США — при повреждениях печени пациентам вводят гепатоциты от мертвых доноров. В Японии таких донорских клеток не хватает. Зато есть несколько установленных линий эмбриональных стволовых клеток, которые биологи однажды получили из «донорских» зародышей и продолжают культивировать в лаборатории.
Недавно такие гепатоциты из стволовых клеток имплантировали первому пациенту. Это был новорожденный ребенок, у которого на второй день жизни появились признаки печеночной патологии: гипертония и конвульсии, вызванные повышенной концентрацией аммиака в крови. Оказалось, что младенец — носитель мутации в одном из ферментов цикла мочевины: в его печени токсичный аммиак не превращался в безвредную мочевину. В такой ситуации спасти ребенка может только пересадка печени, однако делать ее новорожденному опасно, и обычно врачи дожидаются, пока он дорастет до шести килограммов.
Чтобы ребенок смог продержаться несколько месяцев с дефектной печенью, на шестой день жизни японские врачи ввели ему 190 миллионов гепатоцитов, полученных из культуры эмбриональных стволовых клеток. Их ввели прямо в воротную вену печени — так меньше шанс, что гепатоциты заселятся в какой-нибудь другой орган. Процедура закончилась успешно, никаких побочных эффектов, по словам врачей, не возникло. Через 9 дней младенца перевели из реанимации в обычную палату, а через два месяца выписали домой. Все это время концентрация аммиака в его крови оставалась в пределах нормы даже после того, как в его пище появилось больше белка (главного источника азота и, следовательно, аммиака в организме). В возрасте пяти месяцев ребенку наконец пересадили фрагмент печени от собственного отца, и эта операция тоже прошла успешно.
Это клиническое испытание демонстрирует еще один пример использования стволовых клеток — не как окончательное лекарство, а как «мостик», который позволяет пациенту продержаться до настоящего излечения. Такое применение снимает сразу несколько проблем. Во-первых, донорские клетки могут гибнуть в организме пациента или вызвать иммунный ответ — но в данном случае им изначально предстояло провести в организме ребенка не более нескольких месяцев. Во-вторых, чужие клетки могут заселять и другие органы тела. Однако авторы эксперимента отмечают, что случай с пересадкой печени в этом смысле крайне показателен: во время операции собственную печень ребенка удаляют целиком, и в этот момент можно проверить, что происходит с уровнем аммиака в крови. Если он не растет — значит, донорские клетки не распространились по телу, а остались в пределах печени и потом были удалены вместе с ней.
Несмотря на то, что Япония считается одним из лидеров в области регенеративной медицине, за последнее время ее дважды обогнали: американская группа на год раньше трансплантировала производные стволовых клеток в мозг пациента с болезнью Паркинсона, а китайские врачи на полгода раньше японских применили похожую технологию для борьбы с патологией сердца. Зато японцы пока остаются первыми в области лечения роговицы — с тех пор, как они вырастили ее из стволовых клеток и имплантировали пациенту, никто их первенство еще не оспорил.
Полина Лосева, N+1