
Озабоченные климатическими изменениями и состоянием окружающей среды государства мира всё больше стремятся снижать потребление угля, но, как отмечает политический обозреватель Дмитрий Бокарев, уголь по-прежнему остаётся самым дешёвым углеводородным энергоносителем, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Углеводородные энергоносители – одна из основ современной цивилизации, а добыча и продажа этих ресурсов – один из самых прибыльных видов бизнеса. Наличие у какой-либо страны углеводородных месторождений и развитой добывающей промышленности справедливо считается хорошим подспорьем для её экономики. Однако не все углеводороды в наше время ценятся одинаково. Нелёгкие времена сейчас переживает угольная промышленность.
При сгорании уголь образует больше всего вредных веществ, загрязняющих воздух. По имеющимся данным, использование этого вида топлива в промышленности и энергетике даёт около 40 % углекислого газа, попадающего в атмосферу и способствующего глобальному потеплению.
Озабоченные климатическими изменениями и состоянием окружающей среды государства всё больше стремятся снижать потребление угля, по возможности заменяя его нефтью или природным газом. Как известно, в вопросах охраны окружающей среды «впереди планеты всей» выступают страны Евросоюза. Они давно активно развивают «альтернативную энергетику», закрывают угольные теплоэлектростанции, а также угольные шахты. В 2014-2018 годах была полностью прекращена добыча угля во Франции, Великобритании и Германии.
Среди стран, снижающих потребление угля, оказался даже такой промышленный гигант, как Китай. КНР нуждается в огромном количестве топлива и является крупнейшим производителем и потребителем угля, однако и эта страна, столкнувшись с большими экологическими проблемами, была вынуждена задуматься о снижении его доли в своей энергетике.
В конце 2015 года в столице Франции состоялась Конференция по климату, в результате которой множество государств присоединилось к Парижскому соглашению по климату. Они обязались бороться с глобальным потеплением и ограничить выбросы углекислого газа. С этой целью требуется, помимо прочего, снизить потребление угля. Среди стран, подписавших соглашение, был Китай и другие крупнейшие индустриальные страны – Индия, Южная Корея и прочие. Россия также оказалась в их числе.
Многие эксперты увидели в этих событиях чуть ли не начало конца угольной промышленности.
Однако о полном прекращении использования угля говорить пока не приходится: уголь по-прежнему остаётся самым дешёвым углеводородным энергоносителем, а также самым простым в перевозке и хранении. Каждый раз, когда повышаются цены на нефть, растёт применение угля. Даже такая богатая и технически развитая страна, как Япония, которая после катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году закрыла множество своих АЭС и была вынуждена вновь поставить во главу угла углеводородную энергетику, вскоре убедилась, что не может себе позволить использовать только нефть и газ, и вынуждена была начать покупать уголь.
Так что угольная промышленность по-прежнему остаётся перспективной сферой деятельности. Справедливо это и для России, которая обладает запасом более 1 триллиона тонн угля и входит в число крупнейших поставщиков этого энергоносителя в мире. Несмотря на провозглашенное в Париже всеобщее движение к отказу от угля, добыча этого ископаемого в России после парижской конференции только увеличилась, превысив в 2017 году отметку 400 миллионов тонн. В том же году Российская Федерация впервые продала за границу больше угля, чем использовала для собственных нужд.
Сейчас развитие угольной промышленности в России продолжается. В июле 2019 году «Горнорудная компания Урала» объявила о строительстве нового угольного разреза (открытого карьера) на Чернокалтанском угольном месторождении в Кузбассе. На разрезе планируется добывать до 1 миллиона тонн угля в год, и хватит его более чем на 60 лет.
В том же месяце железнодорожная компания «Российские железные дороги» сообщила, что временно отменяет экспортную надбавку на перевозки российского угля. Это также является стимулом для российской угольной промышленности.
В августе 2019 года на сайте Министерства энергетики опубликован проект Программы развития угольной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года.
В документе указано, что Россия намерена к 2035 году в 3-4 раза повысить производительность труда занятых на добыче угля; продолжать развивать действующие угледобывающие предприятия и создавать новые центры угледобычи в восточных регионах страны; начать добычу на новых месторождениях в Арктической зоне. По наиболее оптимистичному сценарию, добыча угля в Российской Федерации к 2035 году должна достигнуть 668 миллионов тонн в год, и более 66 % от этого объёма будет отправляться на экспорт.
Такой оптимизм российских угольщиков резко контрастирует с предсказаниями о конце угольной промышленности, которые делались после Парижской конференции. Его причина заключается в том, что главными исполнителями Парижского соглашения остаются страны Евросоюза. При этом главными импортёрами своего угля Россия видит страны Азии. Сейчас среди главных покупателей российского угля числятся Южная Корея, Китай и Япония – три страны из четвёрки крупнейших угольных импортёров в мире.
Как упоминалось выше, все эти государства подписали Парижское соглашение и намерены снижать употребление угля в своей энергетике, однако чисто по экономическим причинам они не смогут сделать это мгновенно. Процесс может затянуться на десятилетия. К тому же, формальное подписание соглашения ещё не гарантирует его соблюдения. Так, в конце 2019 года международный Институт энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA) уже обвинил Китай в том, что тот не только продолжает развивать свою угольную энергетику, но и инвестирует огромные деньги в строительство угольных ТЭЦ в развивающихся странах по всему миру. Так что, по-видимому, Поднебесная ещё долго будет поддерживать угольный бизнес, в том числе и российский.
При этом в упомянутом выше проекте Программы развития угольной промышленности Российской Федерации до 2035 года указано, что Россия намерена расширять свой угольный экспорт в направлении Индии и Юго-Восточной Азии, которые также продолжают развивать угольную энергетику.
Таким образом, российские угледобывающие компании ожидают, что их бизнес будет процветать, даже если Европа полностью откажется от угля. Но вот что удивительно: европейские страны до сих пор продолжают покупать российский уголь и поставки даже растут. Так, в 2017-2018 годах вырос экспорт российского угля в Германию.
Возможно, в будущем Европа сможет полностью отказаться от угля. Однако неизвестно, долго ли она сможет без него обходиться. Дело в том, что современные технологии пока не могут позволить человечеству массово перейти на альтернативную энергетику. Единственной эффективной заменой углеводородным энергоносителям является атомная энергетика, однако и от неё в Европе хотят отказаться. Таким образом, Евросоюз будет продолжать зависеть от углеводородов, просто более чистых, чем уголь, – от нефти и природного газа. Однако, как уже показывалось выше на примере Японии, выбор топлива в первую очередь зависит от финансовых возможностей потребителя, и, столкнувшись с материальными трудностями, европейские страны будут вынуждены вновь вернуться к углю. А поскольку свои угольные шахты у них уже будут закрыты, придётся уголь покупать, скорее всего, у России.
По-видимому, угольной промышленности России предстоит ещё долго твёрдо стоять на ногах и уверенно смотреть в будущее.
Дмитрий Бокарев,
политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».