Допустят ли частных инвесторов к разработке богатого углеводородами шельфа Арктики

арктический шельф by .
Нефтегазовые доходы составляют более трети всех доходов российского бюджета. Однако запасы имеющихся месторождений не бесконечны и самым перспективным направлением добычи углеводородного сырья является российская Арктика, половину которой составляют потенциально нефтегазоносные территории, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Запасы Арктического шельфа России оцениваются в 17 миллиардов тонн жидких углеводородов и 85 триллионов кубометров газа. Такие данные привел зампред правительства, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, отметив, что геологическая изученность этого региона остаётся крайне низкой.

По оценкам министерства природных ресурсов, нефтяные запасы российской Арктики составляют 7,3 миллиарда тонн, запасы природного газа – 55 триллионов кубометров, конденсата – 2,7 миллиарда тонн. Об этом сообщил глава ведомства Дмитрий Кобылкин, отметив, что порядка 41 процента нефтегазовых ресурсов региона располагаются на шельфе и около 43,5 процента от начальных суммарных ресурсов арктической зоны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.

В прошлом году зампред правительства Козак решил провести ревизию нефтяных месторождений. И уже в ближайшее время министерства представят ему материалы, в которых должны определить себестоимость развития всех месторождений и определить дифференцированную нагрузку и меры стимулирования нефтедобытчиков. Минприроды уже направило исследование в министерство энергетики.

На российском шельфе по состоянию на октябрь 2019 года действует 140 лицензий на добычу полезных ископаемых. На выдачу новых лицензий на шельфовые месторождения с 2016 года действует мораторий. Сейчас к работе на шельфе допущены только две компании – «Роснефть» и «Газпром» с дочерними структурами, поскольку по действующему законодательству претендовать на разработку недр российского шельфа Арктики могут только компании с долей государства не менее 50 процентов и имеющие минимум пятилетний опыт работы на шельфе.

В конце августа Юрий Трутнев и Дмитрий Козак, курирующий работу всего топливно-энергетического комплекса страны, поручили ведомствам внести в правительство законопроекты по расширению допуска частных инвесторов для разработки шельфа Арктики. По словам замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, документы будут готовы ориентировочно к концу ноября. Эти меры должны помочь в либерализации доступа частных компаний к арктическому шельфу.

Трутнев рассчитывает, что стимулирование инвестиционной активности и конкуренции нефтяных компаний на российском секторе арктического шельфа позволит активизировать там добычу. Специалисты отметили, что дебаты по этому поводу ведутся ещё по одному законопроекту – «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», который уже размещён для обсуждения на портале нормативно-правовых актов. Целью этого документа является экономическое развитие и стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктике. Документ определяет границы этой зоны. В неё могут войти целиком Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также часть республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Инфраструктуру в Арктике законопроект предлагает строить по принципам государственно-частного партнёрства, а компаниям, заключившим с властями соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности, выдавать статус резидента зоны с соответствующими привилегиями.

Однако споры в правительстве вызвало не это, а предлагаемые меры поддержки инвесторов. Очевидно, что в Арктике предпочтут работать в большинстве своем компании топливно-энергетического комплекса, ТЭК. При этом рентабельность добычи углеводородов в регионе возникает при цене нефти от 80 долларов за баррель. Против активной бюджетной поддержки компаний ТЭК выступает Министерство финансов. Как недавно заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, власти готовы помогать в строительстве инфраструктуры, но компенсации затрат напрямую не будет. Вместо этого правительство готово делать для инвесторов налоговый вычет по инфраструктурным затратам, и то из сверхдоходов от продажи энергоресурсов, согласно действующему бюджетному правилу. Если мировые цены ниже цены отсечения – компенсации не будет, пояснили в Минфине. В 2020 году цена отсечения составит 42,4 доллара за баррель.

Открытым остаётся вопрос и по финансированию геологоразведки. По оценке Минэнерго, освоение новой нефтегазовой провинции на Таймыре потребует 10 триллионов рублей. Параллельно остаётся неясной ситуация с параметрами льгот по Приобскому месторождению, большую часть которого разрабатывает «Роснефть». Компания хочет поддержку, подобно той, которую получает по Самотлорскому месторождению. Оба месторождения считаются высокообводнённым. Доля воды в нефтяной смеси на них может составлять выше 90 процентов, что делает добычу в этих зонах крайне дорогой и порой нерентабельной. Однако проекты «Роснефти» – не единственные старые и обводнённые. Другие нефтяники также вынуждены работать на сложных, наполовину исчерпанных месторождениях.

Важно помнить, что открывать новые «чистые» и рентабельные месторождения – это неплохо, но не повод бросать те, что были открыты давно и приносят с годами меньше прибыли, отмечают эксперты Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.