
Одно из первых заявлений нового главы Приморья Андрея Тарасенко на посту руководителя края касалось невысокого уровня зарплат приморцев. По его мнению, уровень благосостояния жителей пугающе низок. «Нужно его повышать, чтобы здесь не стыдно было смотреть, сколько получает человек. Десять тысяч рублей – ну куда пойти с такой зарплатой? Ехать в Москву?» — задался Тарасенко риторическим вопросом, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Заявление исполняющего обязанности губернатора, безусловно, популистское – но справедливое, считают опрошенные эксперты.
Не секрет, что уровень жизни в Приморье далеко не самый высокий. Растущая инфляция, затяжной экономический кризис – всё это бьёт по кошельку жителей края. Между тем, заявления о зарплате в 10 000 рублей кажутся всё-таки преувеличенными. В конце концов, сейчас не «нулевые». За счёт обесценивания денег зарплаты приморцев выросли (количественно, а не качественно). На сегодня низкая зарплата в крае – 15 — 22 тысячи рублей. От 25 тысяч и выше – это, можно сказать «низкая плюс»: столько получают низкоквалифицированные офисные работники, продавцы-консультанты, часть бюджетников. Словом, работу за «десятку» надо ещё постараться найти. Итак, о ком же хочет позаботиться Андрей Тарасенко? Ответ на этот вопрос корреспондент РИА «Восток-Медиа» попытался найти на приморских сайтах объявлений.
Всё дело в ставке
В первых рядах получателей низких зарплат, конечно же, идут бюджетники, например, медработники. Так, в некоторых медицинских учреждениях за ставку врача дают от 8 до 11 тысяч рублей. В основном такой низкий уровень зарплат наблюдается в районных или больницах минобороны. Здесь необходимо важное уточнение – это зарплата за одну ставку. Чаще всего работники таких учреждений занимают сразу несколько вакансий. Сводить концы с концами им удаётся только благодаря переработкам. Справедливости ради стоит отметить, что основная часть зарплат в медицине всё-таки выше. Размеры жалованья в отрасли начинаются от 17-18 тысяч рублей (у медсестёр). Врачи в среднем получают 20 — 30 тысяч (главврачи и узкие специалисты – существенно больше).
Похожая ситуация наблюдается в сфере образования. Вакансии для учителей есть всегда –нехватку педагогических кадров вряд ли удастся преодолеть скоро. Если посмотреть на уровень предлагаемых зарплат, становится понятно, почему. Разброс приличный – от 7800 до 30 000 рублей. При этом мало платят не только в районных школах. Так, одна из самых известных школ Владивостока – «китайская» № 9, бывшая женская гимназия, имени Марии Сибирцевой – может предложить учителю начальных классов от 10 до 25 тысяч рублей. Довольно неплохой, кстати, разброс. В некоторых учреждения, например, лицее № 3 (расположен в «Садгороде») – предложения ещё хуже.
Само собой, за действительно высокую ответственность на такой работе никто доплачивать не собирается.
Смотрители за детьми и музеями
В сфере дошкольного образования всё ещё менее радужно. Средний размер ставки младшего воспитателя в детском саду Приморья составляет 9 — 11 тысяч рублей. Правда, для подобной работы достаточно школьного образования, а опыт не требуется. Словом, если человек стрессоустойчив, обучен грамоте, способен хоть немного ладить с детьми – он уже может устраиваться на эту должность. Другое дело – обычный воспитатель. Здесь требования выше. Чаще всего от соискателя требуется среднее специальное образование и трудовой опыт. Зарплаты у воспитателей, соответственно, больше, и могут доходить до 40 000 рублей.
Ещё одна низкооплачиваемая бюджетная специальность – музейный смотритель. Так, наш главный музей – Приморский государственный объединённый музей имени В.К. Арсеньева предлагает по данной позиции 11 тысяч рублей при пятидневном графике работы. Это, понятное дело, работа для пенсионеров: никто другой здесь не сможет работать (если, конечно, он не собирается питаться исключительно сублимированной лапшой). Вместе с пенсией такая работа позволяет старушкам жить более-менее нормально. Здесь тоже мало что удивительного – с финансированием культуры в России всё не очень весело.
Объявления для дворников и сторожей
Впрочем, хватает в Приморье и низкооплачиваемых вакансий, не связанных с бюджетной сферой. Здесь, как говорится, решает рынок. До десяти тысяч рублей платят там, где не требуется вообще никакой квалификации, а делать нужно не очень много. Гардеробщики или дворники в основном получают 8 — 10 тысяч рублей. На такие же деньги может рассчитывать большинство сторожей, а также продавцы в небольших магазинах. В последнем случае, впрочем, работникам «капают» ещё и проценты с продаж. Жить на подобный заработок можно с большим трудом, поэтому выбирают эти вакансии пенсионеры либо студенты.
Кроме того, 10 тысяч получают контент-менеджеры, работающие по «удалёнке». Это, пожалуй, даже не работа – подработка. Обычно такие люди требуются в крупных магазинах, у которых есть свой сайт. Их задачи, в основном, состоят из добавления новых товаров на сайт, обновления цен и так далее. Ничего особенно сложного не требуется, тем более, если речь идёт о неполном рабочем дне. Между тем, многие торговые сети обычно подходят к обслуживанию сайтов более основательно – нанимают на ту же работу штатных специалистов, которым платят больше. Но и работать в данном случае приходится, как всем – полную неделю.
По факту, во всех этих случаях людям просто не за что платить больше. Во всяком случае, в реалиях российского рынка. Так что на «десятку» идут либо совсем бесталанные приморцы, либо те, кто по каким-то причинам не может устроиться в другое место.
Что делать со статистикой?
Очевидно, что новый глава края Андрей Тарасенко, говоря о низких зарплатах, имел в виду не гардеробщиков, а бюджетников. Последние действительно получают очень немного. Для врачей и учителей даже соседние дальневосточные регионы зачастую привлекательнее Приморья – что уж говорить о Москве? По-хорошему, ситуацию конечно, надо менять.
Остаётся вопрос: что делать со статистикой? Она, как известно, вещь лукавая. Так, в 2016 году средняя зарплата бюджетников, по данным краевой администрации, «достигла показателей «дорожной карты» – 30,9 тысячи рублей.
«Средний размер заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, сегодня составляет 55 369 рублей, медицинского персонала – почти 32 тысячи рублей. Педагогические работники в школах сегодня получают 33,7 тысячи рублей», — заявляли в администрации, работавшей под началом Владимира Миклушевского. Ни о каких десяти тысячах рублей речи не шло.
Для решения обозначенной Андреем Тарасенко проблемы нужно хотя бы официально признать её существование, считают журналисты РИА «Восток-Медиа». Дескать, в среднем всё хорошо, но здесь, здесь и здесь – очень плохо, хоть мы об этом никогда и не говорили. Понятное дело, что в данном случае существует соблазн объяснить всё «недоработками на местах» – но при таком раскладе смысл в громогласных заявлениях по поводу зарплат пропадает. Совсем.
Артём КАБАНКОВ