
Давление на экосистемы России растёт. Далеко не все субъекты способны выносить текущую нагрузку, создаваемую потреблением природных ресурсов и производством отходов. Представленный в конце ушедшего года второй национальный доклад WWF России об экологическом следе регионов называет лидерами производительности природного капитала — Чукотку, Ненецкий автономный округ и Республику Саха (Якутию). Самая заметная нагрузка наблюдается на экосистемы Ямало-Немецкого автономного округа, Санкт-Петербурга и Москвы. В <группе риска>, сочетающей низкий уровень запасов природных ресурсов и низкий уровень развития человеческого потенциала, прежде всего субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и регионы центрального и южной части Уральского федерального округа, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Данные доклада основаны на статистике Росстата и ООН 2012 года, предыдущее исследование основывалось на данных 2009 года. С 2009 по 2012 годы общероссийский показатель вырос с 5,21 глобальных гектара до 5,69 глобальных гектара. Причина — в эффекте низкой базы 2009 года, когда показатели потребления только начали расти, полагает главный специалист программы «Зелёная экономика» WWF России Павел Боев.
Методика расчёта экоследа разработана международной исследовательской организацией «Глобальная сеть экологического следа». Дважды в году она выпускает обзор с расчётами соответствующего индикатора по странам мира. Экослед измеряется в «глобальных гектарах» и считается как разница между биоёмкостью (площадью биологически продуктивных территорий и акваторий, способных производить экоресурсы и услуги и поглощать отходы, в том числе парниковые газы, в их числе пашни, пастбища, леса, рыбопромысловые зоны) и объёмом ежегодно потребляемых ресурсов.
«Этот инструмент сопоставляет спрос и предложение природного капитала на планете, в страновом или региональном разрезе. Если спрос превышает предложение, речь идёт о перерасходе биоёмкости — сокращается биоразнообразие, исчезают леса, истощаются рыбные запасы, уничтожаются природные экосистемы, происходит эрозия плодородного слоя почвы, возникают проблемы с доступом к пресной воде, усиливается изменение климата. Это, в свою очередь, создаёт существенные риски для социально-экономического развития и международной стабильности»,- отмечают авторы доклада.
В целом Россия обладает значительными запасами возобновляемых ресурсов. Пока страна потребляет меньше ресурсов, чем способны воспроизвести её экосистемы. Однако экослед России превышает среднемировые показатели, и если бы каждый житель планеты потреблял столько же ресурсов, как среднестатистический россиянин, мировой экономике понадобилось бы 3,3 планеты (в целом, сегодня человечество использует ресурсы 1,6 планеты).
Среди регионов самый большой запас биоёмкости в России у Чукотки (301,53 глобальных гектара на душу населения), Ненецкого автономного округа (226,43 гга на душу населения), Якутии — 105,91 гга на душу населения. Экослед трёх регионов-лидеров — один из самых низких в стране (4,5 гга, 4,96 и 6 гга). С другого конца списка — регионы с самым низким уровнем запасов биоресурсов — Москва (0,03 гга), Санкт-Петербург (0,10 гга) и Республика Ингушетия (0,77 гга). Больше всего ресурсов потребляет Ямало-Ненецкий автономный округ (8,95 гга), Санкт-Петербург (7,33 гга), Москва (7,1 гга), меньше всего — Мордовия (3,46 гга), Тамбовская область (3,65 гга) и Чеченская Республика (3,69 ага).
Запасы природного капитала распределены по территории страны крайне неравномерно. По словам Павла Боева, в «группу риска» (с нехваткой экологического капитала более чем в 150 %) попали регионы, где дефицит природного капитала сопутствует дефициту развития человеческого потенциала. «Получается, что там нет ни ресурсов, ни достаточно квалифицированных кадров, чтобы строить инновационную экономику знаний, построенную не на быстрой эксплуатации природных ресурсов»,- говорит он. К их числу относятся главным образом регионы Южного и Северо-Кавказского федерального округа, а также отдельные регионы Центрального, Приволжского округов, южная часть Уральского округа. Важные изменения тем не менее произошли на уровне Москвы, где снизился экослед общественного транспорта (прежде всего из-за развития общественного транспорта), однако увеличился след ЖКХ в основном за счёт развития строительного сектора и расширения территории Москвы.
Данные рейтинга 2016 года не сильно отличаются от показателей двухгодичной давности. Однако, так как в первом отчёте, по признанию авторов, были переоценены способности лесов абсорбировать СО2, все данные из отчёта 2014 года были вновь пересчитаны с учётом новых коэффициентов.
Директор WWF России Игорь Честин убежден: чтобы сберечь значительные биоресурсы и сохранить уровень благосостояния и высокие показатели развития человеческого капитала, требуется разработка долгосрочной стратегии развития, в равной степени уделяющей внимание как экономике и социальной сфере, так и сохранению природы. Это совпадает и с выводами доклада о человеческом развитии «Цели устойчивого развития ООН и Россия», представленного в конце минувшего года в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации.
Ангелина Давыдова
http://plus-one.kommersant.ru/blog/ecology/rassloenie-prirodnogo-kapitala