Редкий подвид оленей Тугурского залива пытаются спасти от вымирания эвенки Хабаровского края

Численность оленей в Тугуро-Чумиканском районе за последние полгода катастрофически сократилась и теперь редкий подвид Тугурского залива на грани вымирания. Национальная эвенкийская община объявила сбор средств на восстановление поголовья домашних рогатых. На что конкретно планируют потратить деньги благотворителей рассказала ГТРК Дальневосточная, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Под перезвон колокольчиков пастухи готовят стадо к ночному выпасу. На таёжные пастбища 46 уникальных тугурских – одних из самых крупных в России оленей, в холке до 120 сантиметров — отправляют скрепя сердце. Как уже не раз бывало, вернуться в стан могут не все рогатые. Задирают волки.

— В первую очередь гибнут самки и оленята. Малыши не могут отбиться от хищников, самцы крупные, самки мельче, легче. Не такие сильные, — поясняет член общины коренных малочисленных народов севера «Нёут» Виктория Ончукова.

Минувшей зимой от волчьих клыков погибли 12 мохоедов. Притом, что десяток оставшихся маток весной родили всего 10 оленят. А потому единственное на весь район поголовье, разведённое ещё в дореволюционный период, — то, что ещё пару лет назад насчитывало 200 голов, — на грани вымирания. Община думает, как побороть хищников, а, значит, прокормить себя.

— Информация прошла, что можно будет купить отраву. Хочу приобрести – будем около стоянок делать приманки и тем самым оберегать поголовье оленей от волков. Не могу сказать, насколько действенная отрава. Попробуем применим её, — рассказывает председатель общины коренных малочисленных народов севера «Нёут» Екатерина Шмонина.

Расставлять западню придётся всего одной эвенкийской семье – Соловьёвых-Стручковых. 78-летний старец и два его двоюродных брата – вот и все оленеводы некогда «края кораблей тундры». Члены официально оформленной общины хоть и помогают троице продуктами и в обустройстве быта, но сами доить маток и пасти рогатых не спешат – стало невыгодно, поясняет член общины коренных малочисленных народов севера «Нёут» Виктор Алеветдинов.

— Когда возможно было делать забой оленей, то есть зарабатывать на чём-то, а сейчас оленей мало – их надо восстановить, поэтому мало кто идёт туда.

— В оленеводы?

— Да. И всё. Круговорот.

Надежды общины «Нёут» на региональный закон о поддержке домашнего оленеводства пока не сбываются. Субсидии, например, на отстрел хищников им выделить готовы – но, как говорят оленеводы, бумажный вопрос долгий, а волки его не ждут. А потому эвенки обращаются к жителям края с просьбой перечислить средства на уничтожение зубастой стаи.

Кирилл Рогачёв

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.