Патент на создание лекарства от старости намерены получить российские учёные

На минувшей неделе в МГУ имени М.В. Ломоносова прошла конференция, посвящённая созданию первой в России лабораторной колонии так называемых голых землекопов (Heterocephalusglaber). Это африканский грызун, длиной около 10 сантиметров, он не умеет стареть и потому пользуется большой популярностью. Пётр Каменский, координатор проекта «Депозитарии живых систем «Ноев ковчег», рассказал о работе проекта в области исследований, сохранения и использования биологического разнообразия России и мира. Изучением живых организмов, обладающих потенциальной практической значимостью, учёные Московского университета занимаются уже второй год, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Голый землекоп, безусловно, принадлежит к числу обладающих потенциальной практической значимостью организмов.

Но что это за зверь такой?

Это маленький роющий грызун семейства землекоповых. Он обитает в Восточной Африке (Кения, Эфиопия и Сомали). В твёрдой, засушливой почве на глубине полутора-двух метров голые землекопы передними зубами прорывают целые лабиринты площадью в два футбольных поля. Они живут большими поселениями до 300 особей, почти никогда не выходят на поверхность и совсем не пьют воды.

У этих маленьких грызунов очень развитая социальная структура. В центре лабиринта, вдали от всех потенциальных врагов, находятся апартаменты царицы и её мужей. Мужей бывает от одного до трёх. Только царская семья имеет право на размножение. Все остальные — подчиненные — не могут заводить потомство. Они обязаны защищать царскую семью от врагов.

Таким образом некоторые особи голых землекопов становятся неуязвимыми для врагов. Видимо, благодаря такому защищённому состоянию царской семьи, единственной способной к размножению, запустился генетический отбор в пользу увеличения продолжительности жизни. «За миллион лет землекопу удалось либо отменить старение, либо отставить его так далеко, что мы его не наблюдаем» — отметил директор НИИ Физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, академик РАН Владимир Скулачев.

Может ли человек так же?

Почему же учёным так важно, что какой-то африканский грызун может дожить до 36 лет, в то время как его сородичи мыши едва выдерживают три года? По словам Владимира Скулачева, главная цель — найти средство, отменяющее старение у людей. Для этого нужно понять причины долголетия у животных, а маленький голый землекоп лучше всего подходит для лабораторного изучения.

В 1980 году известный зоолог Рашель Баффенстейн привезла в Нью-Йорк из Эфиопии колонию голых землекопов. Некоторые из тех животных живы до сих пор. То есть сейчас им, по меньшей мере, 36 лет. Причиной смерти других особей становились столкновения с сородичами, а не возрастные болезни и изменения. Голые землекопы не болеют — ни диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, не подвержены они онкологическим заболеваниям и инфекциям. Их ткани почти не чувствительны к любому виду химического или радиологического стресса, а иммунная система никогда не ослабевает.

Вопрос, почему голые землекопы не страдают от возрастозависимых заболеваний и не стареют?

Что такое старость и зачем она нужна

Владимир Скулачев согласен с учёным Августом Вейсманом: «Я рассматриваю смерть не как первичную необходимость, а как нечто, приобретённое вторично в процессе адаптации». Вейсман в данном случае говорил о смерти от старости. Он считал, что «старение было специально изобретено эволюцией для собственного ускорения». Это противоречит привычному пониманию дарвиновского учения о том, что контрпродуктивный признак не может быть отобран естественным отбором.

Однако во второй половине XX века были обнаружены гены смерти клеток. «Оказалось, что каждая живая клетка в страшной меланхолии, и, чтобы жить дальше, ей нужно непрерывное подкрепление извне: «живи дальше, живи дальше», — объяснил Скулачев. Если подкрепления нет, то включается программа, которая убивает клетку. Программа эта записана в генах самой клетки, получается, что клетка сама себя убивает. С этого открытия и началось признание некоторыми учёными верности идей Августа Вейсмана. По словам Скулачева, сейчас уже очевидно, что «естественный отбор иногда отбирает признак, губительный для того, кто его носит».

Получается, что когда-то биологические организмы не старели. Старение — это изобретение эволюции. Но почему голому землекопу не нужно старение?

Владимир Скулачев объясняет это так: «Голый землекоп ускользнул из-под давления естественного отбора. Дарвиновский отбор по-прежнему мог бы отбирать подчинённых, но они не могут размножаться… Поэтому никакой признак, даже если он будет отобран естественным отбором, не сможет быть унаследован». Нет естественного отбора — нет необходимости в старении. Скулачев утверждает, что человек тоже ускользнул от естественного отбора. Но сделал он это с помощью технического прогресса.

Как землекоп отменял старение

Когда группа учёных во главе со Скулачевым изучала дыхательную систему голых землекопов, была обнаружена аномалия в дыхании, которая также встречается у эмбрионов и новорождённых мышат. Это был один из поворотных моментов в исследовании. Теперь всё можно было объяснить неотенией — замедленным развитием личинки. Что-то происходит с биологическими часами, из-за чего все признаки позднего онтогенеза замедляются. Так, например, все грызуны рождаются голыми, но у землекопа никогда не появляется шерсть. Возможно, он просто не доживает до её роста.

Владимир Скулачев нашёл ещё 43 признака неотении у голого землекопа. У него, даже по сравнению с остальными грызунами, очень маленький рост, позднее половое созревание и сроки родов, отсутствует внешнее ухо, поздно созревает мозг, а лёгкие вообще остаются недоразвитыми. И, видимо, задерживается и старость. Голый землекоп не успевает постареть до смерти. Следовательно, его долгожительство связано с неотенией — замедлением биологических часов.

От кого отстаёт человек

От обезьяны, конечно! Он медленнее стареет, позже сталкивается с возрастными заболеваниями. Владимир Скулачев приводит абсолютно обезоруживающие фотографии, на которых детёныш шимпанзе очень похож на человека. У него меньше шерсти, не так глубоко посажены глаза, не такой массивный жевательный аппарат, нет надбровных дуг и так далее. Из чего вывод, что вовсе не человек от обезьяны, а обезьяна от человека! Обезьяна с возрастом звереет, а человек нет, он застревает на определенной стадии.

Важно, что продолжительность жизни человека постоянно растёт — примерно на три года каждые 10 лет. Если старение человека замедлилось, то можно ли рассматривать его как накопление случайных ошибок? Видимо, нет. Вероятно, старение — это программа, заложенная в генах. В таком случае можно найти способ отменить её, как уже научились отменять самоубийство клеток.

Главная цель сейчас не достичь бессмертия или продолжительности жизни в 1000 лет, а кардинально продлить молодость, «найти вещество, которое будет прерывать программу старения» — объяснил Скулачев. Он предлагает умирать, как альбатросы — эти птицы никогда не стареют, они живут до 60 лет в полном здравии, а потом вдруг умирают — красивыми и молодыми. Журналистской аудитории такое предложение нравится. И внезапно Владимир Скулачев скромно заканчивает: «Что самое символичное, буквально несколько дней тому назад из Америки пришло положительное решение о нашем патенте. Мы подали патент на создание лекарства от старости». Более того, эти препараты, нарушающие программу старения, уже несколько лет продаются в наших аптеках…

Наверное, светлое будущее уже близко, сообщает
Электронное периодическое издание «Научная Россия»

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>