
Вчера во Владивостоке закончился первый Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский». Как заверил на итоговой пресс-конференции его руководитель, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, фестиваль «Мариинский» станет традиционным – следующий пройдёт во Владивостоке через год, также в июле-августе.
«Мы будем придерживаться того календаря, который выбрали в этом году», – сказал маэстро. А вот количество площадок для проведения концертной программы, по его словам, планируется расширить, чтобы участниками фестивальных событий стали и жители других городов и районов Приморского края.
Напомним, «Мариинский» фестиваль проходил с 30 июля по 10 августа. За это время дано 27 спектаклей и концертов, в которых приняли участие более 300 артистов из России и 12 стран мира. Концерты прошли на семи площадках Владивостока и Уссурийска, а также на палубе флагмана Тихоокеанского флота – гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в День Военно-Морского флота России.
Фестивальные концерты посетили более 20 тысяч зрителей из России, а также стран Азии и Европы. Закрытие первого Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский» стало статусным событием – в зале Приморской сцены Мариинского театра собрались представители исполнительной и законодательной власти края, командование ТОФ, деловых кругов, дипломаты (причём, некоторые структуры представляли первые лица), профессура…
Своим впечатлением об одном из событий «Мариинского» поделилась председатель Ассамблеи народов Приморского края, член Общественной палаты Приморского края Галина Алексеева, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» на владивостокской сцене – огромный подарок Мариинского театра дальневосточникам. Версия польского режиссера-постановщика Мариуша Трелинского, принесшая ему мировую славу в Варшаве ещё в 1999 году и перенесённая затем на многие сцены мира – в США, Израиль, наконец в Россию, – отличается несомненными достоинствами. В первую очередь – это высокое чувство современности с предельным лаконизмом, я бы сказала, минимализмом, выразительных средств режиссуры, но точными экспрессивными символами ситуации пьесы, времени, страны. Подвижные ширмы японского жилища с открывающимися и закрывающими картинами моря, сада, стен японской каллиграфии или отдельных иероглифов постоянно окружают действие, наполняя замечательную, но несколько статуарную, музыку начала ХХ века движением. Символика харакири с красным поясом и кинжалом, открывающая оперу в оркестровом вступлении тремя слугами, получает своё завершение в финале оперы, раскрываясь в кроваво красном затмении солнца в декорациях в момент расставания Баттерфляй с жизнью. Чернота декораций иногда становится излишне назойливой, но такова, как видно, задача режиссера – подчёркивать траурный смысл происходящего.
Проникновенный голос исполнительницы главной партии Анны Марии Мартинес (Пуэрто-Рико) завораживает, не отпускает от себя ни на минуту. Певица исполняет свою роль с такой глубиной вживания в образ, что все противоречия Востока и Запада становятся откровенно очевидными. Тонкая душа чувственной Бабочки, не понимая в начале неискренности своего избранника, оказывается сильнее! Несломленная, она погибает, неся заряд огромной силы сопротивления фальшивости вставшего на её пути мира.
Великолепный коллектив исполнителей: Анна Кикнадзе (Сузуки), Евгений Акимов (Пинкертон), Александр Гергалов (Шарплес), хореографически изысканная и символичная Зинаида Алексеева (мать Баттерфляй) и остальные артисты предельно подчинены логике действия, в которой точный жест, точное положение исполнителя, точное передвижение декораций происходят в соответствии с течением вечной музыки Джакомо Пуччини.
Поставленная в Мариинском театре в 2005 году опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини стала удачной приморской премьерой в рамках международного оперного фестиваля, где дирижером выступил талантливый корейский музыкант Мин Чунг. Его «ожившая» партитура оперы в буквальном смысле «летала» в зрительном зале вслед за Баттерфляй, создавая экспрессивные ритенуто и ачелерандо иначе, чем это было принято во многих иных исполнениях оперного шедевра, великолепно звучали и американский гимн, и бесполутоновая «японская» музыка в прочтении Пуччини. Совершенно очевидно, что в лице этого незаурядного музыканта дальневосточный слушатель почувствовал фигуру дирижера мирового класса, который владеет как культурой Востока, так и Запада.
Не случаен выбор произведения, затрагивающего судьбы жителей дальневосточного региона. Переполняет чувство благодарности Мариинской сцене Владивостока, Валерию Гергиеву за возможность увидеть мировой шедевр во Владивостоке в таком высоком современном качестве!
Сам фестиваль во Владивостоке с его богатейшей программой открывает для дальневосточников ворота в мировое культурное пространство и это, несомненно, станет точкой приложения сил талантливой молодёжи региона.
Галина Алексеева,
доктор искусствоведения, профессор