Госрегулирование в потрах необходимо или чрезмерно?

Ведомства и отраслевые организации начали отсылать в правительство отзывы на п
Проект методики Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по установлению тарифов в портах вызвал неоднозначную реакцию, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Подготовленный антимонопольщиками документ — это первая попытка возврата госрегулирования в сектор, где оно однажды было прекращено, сообщает газета «Коммерсантъ».

Оказание услуг в морских портах исторически было регулируемым, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) и хранение устанавливались Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в валюте. Но в 2013 году для большей части портов регулирование отменили, началась полная либерализация сектора. В частности, в марте 2014 года вышло распоряжение правительства, согласно которому операторы морских терминалов исключались из реестра субъектов естественных монополий.

Однако в 2015 году начался разворот: в октябре президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчётах в портах, причём уже из протокола заседания комиссии слово «внутренние» исчезло. В ответ на соответствующие поручения зампреда правительства Аркадия Дворковича весной ФАС России запросила у стивидоров огромный объём документов, проанализировала их и пришла к выводу о наличии «кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования». Были возбуждены антимонопольные дела в отношении нескольких крупных стивидоров, а вскоре ФАС России опубликовала проект методики расчёта тарифов. По нему регулируется предельная доходность стивидорного бизнеса и отменяются приказы ФСТ о снятии регулирования в портах.

Минэкономики согласовало идеи ФАС России в представленном виде, следует из письма директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Ярослава Мандрона. Однако министерство предложило включить в методику положение о необходимости учёта доходов и расходов как по регулируемым, так и по нерегулируемым видам услуг, чтобы прибыль от последних перераспределялась в пользу снижения тарифов.

Заключение на методику подготовил и Совет потребителей услуг ФГУП «Росморпорт». В нём мнения разделились, сообщает в письме глава Совета Вадим Гераскин: стивидоры (в том числе грузоотправители, имеющие свои портовые мощности) сочли госрегулирование чрезмерным, грузоотправители, у которых своих портов или терминалов нет,- необходимым. Большинство в совете — стивидоры, поэтому заключение скорее отрицательное.

Стивидоры (СУЭК, UCLH Владимира Лисина, «Кузбассразрезуголь», Global Ports) полагают, что отказ от прямого ценового регулирования обеспечил активное развитие инфраструктуры. С 1992 по 2015 год отрасль увеличила объёмы перевалки в шесть раз — до 677 миллионов тонн, причём рост происходил даже в кризисные 1998, 2008, 2014 годы, что «свидетельствует о развитой конкуренции и адекватной ценовой политике», говорится в заключении. Также, отмечают стивидоры, ограничение валютных операций противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и закону о валютном регулировании. При принятии методики возможны критическое снижение выручки и налога на прибыль портов (30-50 миллиардов рублей в год), проблемы с обслуживанием кредитов, остановка проектов модернизации, говорится в заключении. Инвестиции ОАО «Российские железные дороги» в развитие Восточного полигона (560 миллиардов рублей), подходов к портам Северо-Запада (240 миллиардов рублей) и Азово-Черноморского бассейна (250 миллиардов рублей), по мнению портовиков, станут бессмысленными.

Также стивидоры сомневаются в заключениях ФАС России о взрывном росте тарифов: так, тарифы на перевалку зерна в Азово-Черноморском бассейне снизились с 32 долларов в 2007 году до 18 долларов в 2016. «Предложения ФАС и оценка их влияния на отрасль и экономику базируются на спорных, вызывающих возражения всего портового сообщества тезисах, необоснованных с точки зрения экономики порта предпосылках и не учитывают специфику работы стивидоров»,- говорит директор по связям с госорганами Global Ports Дмитрий Морозов.

Грузоотправители же без портовых мощностей (например, «Русал») считают, что развитой конкуренции в большинстве российских портов пока нет. Тарифы, особенно в условиях курсовой нестабильности, должны устанавливаться в рублях, а услуги по ПРР должны быть конкретизированы, чтобы стивидоры не добавляли к ним дополнительные — фактически удваивающие стоимость.

Принятие новой методики приведёт к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, считает гендиректор ЦНИИ Морфлота Сергей Буянов. Он подчеркивает, что перевалка грузов через морские порты России за последние 14 лет увеличилась в 2,5 раза, до 676,6 миллиона тонн, тогда как в портах сопредельных стран, наоборот, уменьшилась в 1,9 раза. Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры», грузооборот морских портов России возрастёт к 2030 году до 1 013,4 миллиона тонн в год. Но, если принять «указанные ограничения», намеченные планы не реализовать, добавил эксперт.

Источник издания среди стивидоров говорит, что, если ФАС России не ставит задачу уничтожения портовой отрасли, методику нужно дорабатывать, так как текущий вариант — «кабальный»: предлагаемый стивидорный тариф из расчета 20 % маржи по EBITDA слишком низок, новые проекты рассчитаны на более высокие ставки. Срок окупаемости 35 лет при норме 7-8 лет — нерыночный, особенно при текущей стоимости заёмных средств. Кроме того, добавляет он, сейчас стивидоры платят в бюджет регионов высокий налог на прибыль, который в случае принятия методики либо уйдёт в другие регионы, либо вообще исчезнет.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.